Броненосцы, котики и Ленин: как японцы видели войну с Россией через 60 лет
Японскую точку зрения на Русско-японскую войну 1904-1905 гг. у нас мало кто знает. Безраздельно господствует зародившаяся еще в советское время трактовка событий: прогнившая до основания Российская империя оказалась колоссом на глиняных ногах и рухнула от первого же серьезного удара современной, агрессивной и динамичной Японской империи. Иногда к этому добавляется "царская" трактовка событий: "мы сражались достойно, но враг был силен и благодаря цепочке благоприятных случайностей достойно победил".
Японскую точку зрения прекрасно выражает масштабный исторический фильм режиссера Сейджи Маруяма "Битва в Японском море", снятый в 1969 году, в котором сыграли роли лучшие японские актеры того времени - Тосиро Мифунэ, Тацуя Накадай, Юдзо Каяма, Тисю Рю, Сусуму Фудзита, Мицуко Кусабуэ, Рютаро Тацуми, Тошио Куросава, Ёко Цукаса и другие. В принципе, "Битву в Японском море" можно считать своего рода предшественником оскароносного фильма "Тора! Тора! Тора!", повествующего об атаке Перл-Харбора. Фильм получился зрелищный, насыщенный событиями, ключевыми историческими персонажами. Очень детально смоделированы боевые корабли начала ХХ века в комбинированных съемках.
Попробую тезисно рассказать, о чем же этот фильм, который никогда и ни при каких обстоятельствах не показали бы в СССР.
Итак, фильм начинается с описания восстания "ихэтуаней" ("боксерского") в Китае в 1900 году против европейского проникновения в Поднебесную. Восстание жестоко подавили, в том числе в ходе совместного похода войск России, США, Франции, Великобритании, Германии, Италии и Японии на Пекин. Японцы совершенно справедливо замечают, что после этого восстания все иностранные армии покинули китайскую территорию, кроме России - та оккупировала весь северный Китай - Маньчжурию, а также Ляодунский полуостров с портами Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Дайрен, Далянь). Но японцы стыдливо умалчивают о том, что как раз на рубеже XIX-XX вв. европейские державы оттяпали себе по куску Китая, создав там свои военно-морские базы. Так. Великобритания захватила порт Вэйхайвэй, Германия - Циндао.
Российское проникновение в Китай и Корею японцы сочли угрозой для своей безопасности и достаточной причиной для того, чтобы вплотную обосновать этим необходимость войны. Однако, о событиях японо-китайской войны 1894-1895 гг., когда Китай был разгромлен, а навязанные Поднебесной условия мира европейские державы сочли столь грабительским, что соединенный флот России, Франции и Германии заставил победителей смягчить свои требования, в фильме предпочитают молчать. Лишь раз упоминают о нанесенной "обиде", когда Японии не дали воспользоваться плодами своей победы над Китаем.
Далее описываются дипломатические требования Японии в адрес российского императора Николая II - попытка договориться о снятии напряженности между странами путем "отступления" России из Китая и Кореи. Интересно, что по версии режиссера, император Муцухито крайне не хочет войны, губительной для обеих стран и пытается обратиться к Николаю как "коллега к коллеге". Впрочем, русские не отвечают - и руководство Японской империи, скрепя сердце, решается начать войну.
Японские министры, генералы и адмиралы откровенно боятся Россию. Они приводят ее численность населения, говорят о готовности Российской империи выставить армию в 10-20 миллионов человек, в случае необходимости. И отмечают, что японский флот, в целом, всего лишь равен только одной Тихоокеанской эскадре русского флота. Разумеется, это режиссерский и пропагандистский прием преувеличения мощи врага и преуменьшения собственной силы. Ведь если смотреть на реальное соотношение сил, то Япония к началу войны на море слегка превосходила Россию - имела 6 эскадренных броненосцев против 7, 6 броненосных крейсеров, и еще два только закупленных в Италии против 4 русских, больше малых кораблей - при том, что русская эскадра была разделена на две неравных части в Порт-Артуре и Владивостоке. Таким образом, Япония могла в один момент времени сосредоточить превосходящие силы против любой из двух частей русского флота. На суше японская армия после быстрой мобилизации более чем вдвое превосходила сосредоточенную на Дальнем Востоке 100-тысячную русскую армию, которая имела крайне ограниченные возможности для пополнения. Ведь единственная тогда железная дорога пропускала лишь три поезда в сутки.
Однако, японцы решаются напасть первыми, чтобы нанести России поражение до того, как та введет в бой решающую силу - переведет в Тихий океан свой Балтийский флот. При этом ни слова не сказано о том, что Россия имела еще один флот. не меньший по силе - Черноморский, с базами в Севастополе, Одессе и Николаеве. Однако, по причине закрытия для военных кораблей проливов Босфор и Дарданеллы, этот флот не имел возможности принять участие в войне напрямую, оставаясь лишь кадровым резервом.
Атака японского флота на порт Чемульпо и главную базу Порт-Артур привела, по версии режиссера, к гибели флагманского броненосца "Цесаревич" (на самом деле он был лишь поврежден).
Но затем в фильме показана ужасающая мощь русской береговой артиллерии - всего лишь пять орудий своим огнем заставляют отступить весь японский флот. Действительно, пятиорудийная батарея на Золотой Горе контролировала все прибрежные воды у входа в гавань Порт-Артура и не давала японскому флоту возможности приближаться к берегу.
В попытках хоть как-то повлиять на русский флот фильм показывает бесплодный героизм коммандера (капитана) Хиросе. Он предлагает командующему флотом адмиралу Хэйхатиро Того (это главный герой фильма - талантливый, спокойный и проницательный флотоводец) дерзкий план затопить на узком фарватере на входе в Порт-Артур несколько бесполезных судов - чтобы русский флот был закупорен в ловушке. Готовя одну из таких обреченных посудин, Хиросе обнаруживает на борту черную кошку и распоряжается вынести ее на берег - нечего погибать животному.
Во время третьей попытки Хиросе гибнет в шлюпке.
Заодно показывают "флешбек" - незадолго до войны Хиросе где-то под Петербургом беседует с военным атташе японского посольства в России майором Акаши. Оба искренне уважают Россию и ее народ, читают Пушкина, Грибоедова, Толстого и "Тараса Бульбу" Гоголя. С явным сожалением затем Акаши после начала войны перебирается в Стокгольм и Париж, откуда раскидывает шпионскую сеть - чтобы выведать расположение Балтийского флота и его путь в Тихий океан. Источниками информации ему служат проигравшийся в карты морской офицер, бежавший из ссылки в Сибири революционер-интеллигент. Заодно Акаши, с черной кошкой на руках, рассказывает, как Япония снабжает деньгами "транжиру" Владимира Ильича Ленина и его партию большевиков, а также советует всем российским революционерам объединиться, чтобы они имели хоть какой-то шанс развалить Российскую империю изнутри.
За Акаши охотятся русские шпионы, но их сбивает с толку открытое окно и черная кошка.
Если верить режиссерам фильма, то устами майора Акаши Ленин честно признал, что японские победы, в частности падение Порт-Артура - это победы русской революции. Именно поэтому этот фильм не показали в СССР и никогда не покажут в современной России.
Как трагедия японского оружия, японской армии и всего японского народа показана осада Порт-Артура. Раз за разом японские войска идут на штурм укреплений - и все поголовно гибнут под огнем артиллерии и пулеметов на заграждениях из колючей проволоки.
Сам командующий армией генерал Ноги потерял при штурмах двоих своих сыновей.
Режиссер замечает в фильме, что Япония в войне с Россией впервые столкнулась с пулеметами, что не совсем правда. В японской армии пулеметы в это время уже были.
Лишь после помощи от флота - моряки предоставили армии пушки и артиллеристов, армия ценой гигантских потерь берет штурмом ключевую "высоту 203" (в русской литературе известна как гора Высокая).
Параллельно японский флот под командованием адмирала Того в жестоком бою заставляет вернуться обратно в осажденный Порт-Артур большую часть русского флота. Там он потом и гибнет под огнем осадных орудий - бесславно и бесцельно.
Диссонансом служит бездарное командование второй эскадрой японского флота в лице адмирала Камимуры. Его задача - победить эскадру русских крейсеров во Владивостоке. Сначала он в тумане теряет и не может найти русские крейсера. Во время второго столкновения русский крейсер "Громобой" топит военный транспорт "Хитачи-Мару", который перевозит японские войска в Корею. Сотни японских солдат гибнут в море, офицеры делают харакири на борту тонущего судна, а в Токио толпа громит дом адмирала Камимуры. Хотя в фильме нет ни слова ни о рейде русских крейсеров в Тихий океан до самого Токио.
Далее адмирал показан как отчаявшийся от бессилия алкоголик. Но ему все же удается "поймать" русскую эскадру и потопить крейсер "Рюрик" - этот бой действительно имел место в истории.
Кульминацией фильма становится Цусимское сражение, которое у японцев как раз и называется "Сражением в Японском море".
Балтийский флот под командованием адмирала Зиновия Петровича Рожественского идет в Тихий океан (неграмотные переводчики, журналисты, режиссеры и историки часто называют его Рождественским).
Японцы считают Рожественского именитым флотоводцем, экспертом по решительному бою на уничтожение противника (это при том, что на самом деле Зиновий Рожественский в реальных боевых действиях до этого принимал участие лишь в младшем офицерском звании в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.).
Пока русская 2-я Тихоокеанская эскадра идет в Тихий океан, адмиралы и капитаны планируют бой, называя японцев "дикарями".
Японский флот тем временем в период между падением Порт-Артура и приходом русской эскадры ремонтируют корабли и интенсивно проводят маневры - с учебными стрельбами и боевой подготовкой. Вся Япония в панике: если русски флот пойдет не напрямик, то беспрепятственно доберется до Владивостока и выиграет войну. Но адмирал Того твердо уверен: 2-я Тихоокеанская эскадра пойдет кратчайшим путем, через Цусимский пролив: он широкий, его невозможно укрепить береговой артиллерией, а русские моряки устали от не имеющего аналогов в истории перехода в 18 тысяч миль, а их корабли изношены. Того же мнения придерживается и русский командующий - он не хочет идти через узкие, изобилующие подводными камнями и укрытые туманом проливы Сойя и Цугару и тратить на это дополнительное время. Так что, оба флота должны встретиться. Рано или поздно.
Соственно, бой при Цусиме из двухчасового фильма занимает лишь около 10-15 минут. Японцы обнаруживают идущую через пролив русскую эскадру и идут ей наперерез.
Адмирал Того усвоил урок предыдущего боя в Желтом море - никогда не оказываться в позиции догоняющего.
Японский флот обходит, как верхняя часть буквы "Т", голову русской эскадры и обрушивает на русский флагман "Князь Суворов" всю мощь своего огня.
Русские получают аналогичную команду сосредоточить огонь всего флота на японском флагмане "Микаса" - но не могут попасть, а также вынуждены часто прекращать стрельбу из-за клубов черного дыма от дымного пороха. Японцы же стреляют "шимозой" и замечают, что если бы у русских была такая же взрывчатка в снарядах - японский флот уже лежал бы на морском дне.
В фильме показана гибель броненосца "Князь Суворов" и спасение тяжело раненого адмирала Рожественского, упомянуты моменты ночных торпедных атак японских миноносцев. Отдельно показан момент финала сражения - когда остатки русской эскадры под командованием адмирала Небогатова капитулировали. Также штабные офицеры сдали без боя миноносец "Бедовый", на котором находился раненый адмирал Рожественский.
Завершается фильм сценой взаимного уважения двух адмиралов - победителя Того и попавшего в плен побежденного Рожественского, а также сценой размышлений адмирала Того о трагичности любой войны вообще.
В качестве заключения скажу, что смотреть фильм "Битва в Японском море" без основательной предварительной исторической подготовки нельзя. Его озвучка на русский язык ужасна технически. Качество перевода просто отвратительно - путаются названия кораблей. адмиралы и генералы, географические названия и так далее. С оригинального японского языка фильм был переведен сначала на английский язык китайскими видеопиратами, затем уже с английских субтитров был сделан и озвучен перевод на русский язык. Отдельно стоит отметить изображение русских в фильме. Их играет вообще непонятно кто, зачастую с "балканской" внешностью, которые не владеют русским языком, но говорят с ужасающим акцентом несколько заученных фраз.