Как и где «Укрзализныця» восстанавливает пассажирские вагоны?

Антон Лягушкин, Дмитрий Янкивский  |  Пятница , 21 декабря 2018, 20:52
Недавно руководитель «Укрзализныци» Евгений Кравцов анонсировал, что до конца года компания силами вагонных депо и специализированных заводов восстановит 100 пассажирских вагонов. Рассказываем о том, какие предприятия в Украине занимаются ремонтом пассажирских вагонов, электричек и дизель-поездов.
Как и где «Укрзализныця» восстанавливает пассажирские вагоны?

В Украине сейчас насчитывается около четырех с половиной тысяч пассажирских вагонов. Из них перевозит пассажиров только около 3100, еще 1440 вагонов отстранены от эксплуатации и простаивают на станциях и базах запаса. Средний возраст украинского пассажирского вагона составляет почти 32 года. Это и не удивительно – большинство пассажирских вагонов приобретены еще в советские времена.

Торжественная церемония на Крюковском вагоностроительном заводе по поводу передачи "Укрзализныце" первого пассажирского вагона, построенного на заводе. 2001 г. Фото из архива КВСЗ

В Украине, правда, освоено производство современных пассажирских вагонов на Днепропетровском и Крюковском вагоностроительном заводе – первый пассажирский вагон в Украине построили еще в 2001 году, а с тех пор только в Крюкове было выпущено еще 600 вагонов. Однако, «Укрзализныця» не имеет столько средств, чтоб заменять изношенные вагоны новыми – цена на новый пассажирский вагон стартует от 20 млн. грн. Именно поэтому «Укрзализныця» и проводит капитально восстановительный ремонт пассажирских вагонов с продлением срока эксплуатации – он называется сокращенно КРП. Цена капитального восстановления одного пассажирского вагона стартует от 8,5 млн. грн.

Новые пассажирские вагоны для "Укрзализныци" в сборочном цеху КВСЗ.

Что до электричек и дизель-поездов, которые «Укрзализныця» эксплуатирует в пригородном сообщении, то ситуация с ними еще более печальная – износ электропоездов составляет более 90%, а дизель-поездов – почти 100%.

 


Как и где восстановливают вагоны поездов дальнего следования

Капитально-восстановительный ремонт КРП «Укрзализныця» проводит на специализованных заводах, а также силами собственных вагонных депо. Из 86 капитально-восстановленных с начала 2018 года пассажирских вагонов 54 «Укрзализныця» восстановила силами депо, а 32 – на специализированных заводах. До конца года компания хочет выйти на показатель в 100 капитально-восстановленных пассажирских вагонов. Кроме этого чуть больше полусотни новых пассажирских вагонов «Укрзализныця» в этом году закупила на Крюковском вагоностроительном заводе. Однако это, как говорится, капля в море, ведь с такими темпами восстановления и обновления обновить пассажирский вагонный парк удастся за 30 лет.

Капитально-восстановленный на Крюковском вагоностроительном заводе купейный вагон и не отличишь от нового. На фото - осмотр вагона, который прошел КРП на КВСЗ членами государственной комиссии. Сентябрь 2018 г.

Из вагонных депо «Укрзализныци» капитально-восстановительный ремонт с продлением срока эксплуатации освоили в вагонных депо Бахмача, Каховки, Киева, Ковеля, Гребинки, Харькова и Синельниково. Самую мощную производственную базу, которая позволяет производить около 5 КРП пассажирских вагонов, имеют вагонные депо Бахмача, Киева и Каховки. В остальных же депо проводят в основном один КРП пассажирского вагона в месяц.

Купе вагона "Аммендорф", который прошел КРП на Крюковском вагоностроительном заводе.

Что до Крюковского вагоностроительного завода, то он имеет значительные производственные мощности для проведения капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов. В начале осени этого года завод был аттестован на право проведения КРП немецких купейных вагонов «Аммендорф» и получил соответственный сертификат.

Вагоны, прошедшие капитально-восстановительный ремонт "Укрзализныця" решила брендировать с использованием нового корпоративного логотипа

Кроме вагоностротельного завода в Крюкове ремонтом пассажирских вагонов занимается также Жмеринский вагоноремонтный завод ООО «Экспресс». Это предприятие одним из первых не только в Украине, но и во всем бывшем СССР стало на рельсы экономической самостоятельности. Еще в 1989 году коллектив завода взял его в оренду, а с 1994 года предприятие получило статус "Общества с ограниченной ответсвенностью"

В купейных пассажирских вагонах, которые прошли капитальный ремонт КРП температура воздуха в каждом купе регулируется индивидуально.

С 1952 года на ремонте пассажирских вагонов специализируется также ПАО «Днепропетровский завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов» – именно на этом предприятии был в 2001 году построен первый украинский пассажирский вагон. В прошлом году вагоноремонтный завод из Днепра оказался в центре скандала из-за неисправного кондиционера в поезде Херсон – Киев, которым ехала вице-премьер Ивана Климпуш-Цинцинадзе – с заводом даже хотели разорвать подписанные договора.

Руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов осматривает капитально-восстановленный купейный вагон.

Ремонтом и постройкой пассажирских вагонов также занимается ООО «Харьковский вагоностроительный завод» – на этом предприятии еще в средине 2000-х годов наладили КРП плацкартных вагонов производства Тверского вагоностроительного завода, а также переоборудование в купейных вагонов 47Д завода «Аммендорф» в межобластные вагоны второго класса. Ранее ремонтом пассажирских вагонов занимался также Конотопский вагоноремонтный завод, однако в 2014 году он был признан банкротом.

Восстановление кузова - один из первых этапов капитально-восстановительного ремонта пассажирского вагона на Жмеринском вагонноремонтном заводе "Экспресс".

Если говорить об экономике капитально-восстановительных ремонтов, то в «Укрзализныце» подсчитали, что себестоимость КРП в условиях вагонных депо стоит дешевле, чем на специализированных заводах. Для вагона, прошедшего КРП в условиях депо она составляет 9 млн. 462 тис. грн., а на заводе – более 10 миллионов гривен.

Кузов пассажирского вагона в процессе капитально-восстановительного ремонта после покраски. Фото ЖВРЗ "Экспресс".

Как говорят в вагонных депо, их производственные мощности позволяют увеличить объемы выполнения капитально-восстановительных ремонтов пассажирских вагонов, однако сказывается нехватка квалифицированного персонала, а также неритмичная поставка запчастей. Дело в том, что сейчас в «Укрзализныци» действует централизованная система закупки запчастей через «Центр обеспечения производства», который и проводит тендеры на закупку запчастей. Еще одна проблема – часть комплектующих, особенно для тормозной системы, все еще закупается у российских поставщиков.

Пассажирский вагон после капитально-восстановительного ремонта на Жмеринском вагоноремонтном заводе "Экспресс".

Если говорить о качестве капитально-восстановительных ремонтов, то деповский ремонт практически не отличается от заводского – его проводят по тем же техническим условиям. Во время капитально-восстановительного ремонта пассажирских вагонов уделяют внимание не только восстановлению механики и несущих конструкций вагона, но и делают вагоны более комфортными для пассажиров. К примеру, капитально-восстановленные пассажирские вагоны оснащают современной системой кондиционирования воздуха, которую выносят на крышу вагонов. Раннее, напомним, оборудование для кондиционирования воздуха в салоне вагонов устанавливали под вагоном.

В салоне пассажирского межобластного вагона, который был переоборудован из купейного вагона "Аммендорф" на Харьковском вагоностроительном заводе.

«Принципиальная разница новой системы кондиционирования состоит в том, что она имеет большую продуктивность. Кроме того, установка кондиционера на крышу вагона решает целый спектр проблем. Раньше кондиционеры устанавливали под вагон, система часто перегревалась, часто происходили и механические повреждения, которые приводили к аварийным отключениям», – объясняет начальник отдела ремонта и эксплуатации пассажирских вагонов Департамента организации внутренних и международных перевозок «Укрзализныци» Денис Коржук.

Салон плацкартного вагона, капитально восстановленого на Харькоувском вагоностроительном заводе.

По словам Коржука, в капитально-восстановленных купейных вагонах появилась возможность индивидуальной регулировки температуры воздуха в купе. Этого достигли за счет внедрения современных систем отопления и кондиционирования. Он также отметил, что производство комплектующих для системы кондиционирования уже освоено в Украине и нет необходимости их закупки за рубежем.

Плацкартный вагон после КВР на Харьковском вагонностроительном заводе.

Кроме этого при капитально-восстановительном ремонте вагонов «Укрзализныця» внедряет современные вакуумные туалеты. Для комфорта пассажиров в каждом купе теперь не две, а четыре розетки – для каждого пассажира. Вместо пластика тамбуры начали облицовывать листами из нержавеющей стали. Нововведения коснулись и систем безопасности вагонов. В частности, внедрены новые светодиодные хвостовые фонари. Хотя они потребляют всего 8 Ватт мощности, они видны на расстоянии более 1200 метров.

Пассажирский вагон после капитального ремонта в депо Ковель Львовской железной дороги.

Капитально-восстановленные вагоны «Укрзализныця» использует для формирования новых поездов, в том числе тех, которые курсируют за рубеж. В частности, из таких вагонов составлен фирменный поезд «Четыре столицы», а также ночной экспресс, который соединил Запорожье и Днепр с Ужгородом.

Пассажирский вагон после КРП в депо Бахмач.

Что до планов по капитально-восстановительным ремонтам вагонов на 2019 год, точного количества пассажирских вагонов, которые будут восстанавливать в следующем году, пока что не называют. Говорят лишь, что их будет не меньше, чем в текущем.


Как и где ремонтируют электрички и дизель-поезда

Есть у «Укрзализныци» еще одна большая проблема – мотор-вагонный подвижной состав, который используется для пригородных перевозок. В этом сегменте самые значительные проблемы. Дело в том, что в Украине все еще эксплуатируются электропоезда, изготовленные в 1960-х годах. Они все еще работают, поскольку средств на закупку новых нет.

Этому электропоезду ЭР9П-195 уже больше 50 лет, но он все еще трудится на Львовской железной дороге на маршрутах Львов - Тернополь и Львов - Здолбунов. Справа от него - дизель-поезд ДР1А. Автор Александр Вельможко.

Практически полностью исчерпали свой ресурс и пригородные дизель-поезда. Проблема усугубляется и тем, что в Украине сейчас и нет производителя пригородных мотор-вагонных составов – выпуском такой продукции занимался завод «Лугасктепловоз», однако он остался на оккупированной территории, которую сейчас контролируют пророссийские боевики.

Один из старейших электропоездов переменного тока Одесской железной дороги ЭР9П-373. Автор Александр Вельможко.

Правда, Крюковский вагоностроительный завод уже создал скоростной двухсистемный электропоезд «Тарпан» мотор-вагонной тяги, а также региональный дизель-поезд, так что возможность начала строительства в Украине пригородных мотор-вагонных составов имеется. Нужны только средства. А их как раз в пригородном сегменте и нет – тарифы тут удерживают крайне низкими, местные власти далеко не полностью компенсируют убытки из-за перевозки льготников… Соответственно  в пригородном сегменте вот уже многие годы и нет обновления подвижного состава. Все надежды на капитальный ремонт и восстановление. На 2018 год в «Укрзализныци» запланировали провести капитально-восстановительные ремонты 22 электричек. Отметим, что до этого года, к примеру, на Львовской железной дороге КРП электричек не проводился вовсе.

Электропоезд переменного тока ЭР9м -503 после капитально-восстановительного ремонта на Киевском электровагонноремонтом заводе.

Капитальными ремонтами и восстановлением пригородных электропоездов как постоянного так и переменного тока занимается в Украине ЧАО «Киевский электровагонноремонтный завод». Хотя это предприятие и имеет статус частного акционерного общества, оно входит в состав «Укрзализныци». С 1998 года здесь освоили технологию проведения капитально-восстановительных ремонтов электропоездов ЭР2 и ЭР9 с продлением срока их эксплуатации (КРП). Дело в том, что формально после 28 лет эксплуатации эти электропоезда необходимо списывать на металлолом – таков их нормативный срок эксплуатации. Если бы этому правилу следовали, то в Украине осталось бы крайне мало электричек. Благодаря КРП срок службы рижских электропоездов продляют до 45 – 50 лет.

Вырезка дефектного металла при капитально-восстановительном ремонте вагона электропоезда на КЭВРЗ.

На заводе в Киеве восстанавливают не только просто изношенные вагоны электропоездов, но и те, которые пострадали в авариях или пожарах. Стоимость капитально-восстановительного ремонта электропоездов на Киевском электровагонноремонтном заводе составляет от 35 до 38 млн. гривен. Проектная мощность завода – около 640 капитальных ремонтов приведенных секций электропоездов ЭР1 в объеме капитального ремонта КР-1 в год.

Капитально отремонтированный электропоезд ЭПЛ-2Т производства завода "Лугансктепловоз".

На Киевском электровагонноремонтном заводе восстанавливают электропоезда со всех железных дорог Украины. Кроме КЭВРЗ проводить ремонт электропоездов может и Жмеринский вагоноремонтный завод ООО «Экспресс».

Электропоезд ЭР2Т-7222, капитально восстановленный силами моторвагонного депо Никополь Приднепровской железной дороги.

Проводить капитальные ремонт электропоездов в этом году начали и силами мотор-вагоных депо. К примеру, в депо Никополь Приднепровской железной дороги провели капитально-восстановительный ремонт с частичной модернизацией электропоезду ЭР2Т-7222, который уже курсирует на маршруте Днепр – Геническ. До конца года в этом депо планируют провести капитально-восстановительный ремонт еще одной электрички.

В салоне вагона капитально-восстановленного электропоезда ЭР9Т-7222, который восстановили силами депо Никололя.

Как говорит начальник службы пригородных перевозок Приднепровской железной дороги Юрий Савченко, в мотор-вагонном депо Никополя потратили на капитально-восстановительный ремонт электропоезда ЭР2Т-7222 около трех месяцев. Развитая производственная база депо позволяет восстанавливать мотор-вагонный подвижной состав на уровне заводского ремонта. Савченко отмечает, что мотор-вагонное депо Никополь раньше уже проводило капитальные ремонты электричек – это было более 10 лет тому назад. Капитальный ремонт электропоезда ЭР2Т в депо Никополя обошелся несколько дешевле чем, на заводе.

Современный санузел в электропоезде, который прошел капитально-восстановительный ремонт.

К сожалению, далеко не все мотор-вагонные депо могут проводить полноценные капитальные ремонты, для примера мотор-вагонные депо Львов и Здолбунов на Львовской железной дороге проводят в основном только текущий ремонт электропоездов, а также аварийный ремонт вагонов, выведенных из эксплуатации по техническому состоянию.

В цеху планового ремонта дизель-поездов мотор-вагонного депо Коростень.

Ситуация с ремонтом дизель-поездов значительно сложнее – в начале 2000-х на их ремонте специализировалось ОАО «Конотопский завод по ремонту дизель-поездов», которое в 2007 году было приватизировано. Ремонтом дизель-поездов Д1 и ДР1 также занимается Жмеринский вагоноремонтный завод ООО «Экспресс», однако большинство дизель-поездов требуют замены или углубленного ремонта дизельных агрегатов. Поэтому дизель-поезда в основном поддерживаются в более-менее работоспособном состоянии силами мотор-вагонных депо. Для примера, мотор-вагонное депо Коростень Юго-Западной железной дороги еще в 2014 году прошло аттестацию на проведение капитального ремонта дизель-поездов ДР1.

Подготовка кузова дизель-поезда ДР1А к покраске в мотор-вагонном депо Коростень.

Летом этого года пресс-служба Львовской железной дороги объявила о том, что договаривается с Львовским локомотиворемонтным заводом о начале проведения капитально-восстановительного ремонта дизель-поездов ДР1А на его производственных мощностях.

Использованы фотоматериалы с сайтов "Укрзализныци", Львовской, Приднепровкой и Юго-Западной железной дороги, а также Киевского электровагонноремонтного завода, Крюковского вагоностроительного завода, Харьковского вагоностроительного завода и других источников

comments powered by HyperComments