Легендарный авиалайнер празднует 50-летний юбилей

Вторник , 2 октября 2018, 14:45
Авиалайнер «Boeing 747» изменил рынок дальних перевозок в мире. В этом году с момента его разработки и запуска в серийное производство исполняется полстолетия – об этом пишет сайт avianews.com.
Легендарный авиалайнер празднует 50-летний юбилей

Дебют самого большого на тот момент реактивного пассажирского авиалайнера «Boeing 747» состоялся 30 сентября 1968 года. Тогда на для осмотра журналистами первый самолет выкатили из сборочного цеха компании «Boeing» завода в городе Эверетт неподалеку от Сиэтла.

За полвека «реактивный слоник» был выпущен в количестве более 1500 самолетов и обзавелся многими модификациями. Этот лайнер навсегда изменил рынок дальнемагистральных коммерческих перелетов.

Первым заказчиком 747-х стала американская авиакомпания «Pan Am», которая нуждалась в самолетах большой вместимости, так как из-за недостаточной вместимости аэропорты США были перегружены, так как перелеты выполнялись на небольших самолетах, а количество пассажиров все время возрастало. Кроме этого использование вместительных самолетов давало возможность уменьшить себестоимость полета отдельного пассажира и цену билета. Новый «Boeing 747» должен был перевозить за один рейс в четыре раза больше пассажиров чем «Boeing 707».

В разработке и запуске в производство нового авиалайнера было задействовано беспрецедентное количество сотрудников компании – более 50 тысяч человек. Над созданием авиалайнера трудились конструкторы, инженеры-технологи, механики, сборщики, слесари, менеджеры и другой персонал. Одновременно с разработкой 747-го, компания работала также над еще двумя моделями пассажирских самолетов – «Boeing 737» и сверхзвуковым «Boeing 2707 SST».

Руководству 747-го проекта приходилось буквально воевать за конструкторов и инженеров, чтоб их не перенаправили на другие проекты. В то время считалось, что будущее – за реактивной сверхзвуковой авиацией. Конструированием таких самолетов занимались во Франции и СССР и разработка сверхзвукового американского лайнера считалась приоритетной. Изначально считалось, что эра «Boeing 747» в пассажирском сообщении будет недолгой, потому уже на этапе разработки его планировали потом переделывать в грузовой самолет. Именно потому лайнер и получил очертания с характерным горбиком.

При разработке конструкции самолета столкнулись с проблемой, что цеха авиазавода не могли вместить настолько большой самолет. Поэтому компания начала строить новые цеха на заводе в Эверетте. Что интересно, на момент презентации самолета сборочный цех был не до конца готов – у него все еще отсутствовала крыша.

После двухгодичных летных испытаний первый коммерческий рейс «Boeing 747» авиакомпании «Pan Am» совершил в январе 1970 года по маршруту «Нью-Йорк – Лондон».

Многие технические решения, заложенные в 747-ю модель стали затем стандартом для дальнемагистральных больших самолетов. Самолет имел два прохода на основной палубе, а на второй палубе авиакомпании устраивали роскошные зоны отдыха для экипажа или рестораны для пассажиров. Однако в дальнейшем увеличение расходов привело к тому, что авиаперевозчики превратили это пространство в обычный салон с пассажирскими креслами.

Практически после запуска судьба Boeing и нового самолета оказалась под угрозой. Производитель был должен банкам $1,2 млрд на момент начала экономического спада в США, а из-за начала нефтяного кризиса в 1973 году авиакомпании были вынуждены переключиться на самолеты меньшего формата. «British Airways», которая заказала три из первых 20-ти Boeing 747, столкнулась с проблемами с двигателями и с забастовками пилотов, которые требовали большей зарплаты за работу на лайнере-гиганте.

Чтоб получить как можно больше заказов, «Boeing» пришлось разрабатывать различные модификации самолета. Японцы, например, захотели самолетов для региональных рейсов – появилась модель 747-200. Для иранской авиакомпании «Iran Air» «Boeing» (США в то время с Ираном не враждовали) разработал укороченную версию «Boeing 747 SP» с увеличенной дальностью полета.

Совершившая первый полет в 1988 году модификация 747-400 позволила перевозить больше пассажиров на расстояние до 14 200 км, имела новые двигатели и законцовки крыла для снижения расхода топлива, а оборудование в кабине позволило отказаться от бортовых инженеров и сократить летный экипаж только до двух пилотов.

Завершение эпохи «Boeing 747» ознаменовало создание более экономичных двухдвигательных широкофюзеляжных самолетов, прошедших сертификацию для полетов над океанами и незаселенными местностями. Изначально такие самолеты разрешалось использовать лишь при условии, что что самолет сможет совершить где нибудь посадку на протяжении 60 минут в случае отказа одного из двигателей. Однако усовершенствование конструкции двигателей позволило увеличить этот временной пример. Для примера «Boeing 777» в случае отказа одного из двигателей может сесть на запасном аэродроме на протяжении 330 минут.

Несмотря на закат эры «Boeing 747», именно эта модель стала одной из самых успешных за всю историю пассажирской авиации. Всего было построено более чем полторы тысячи 747-х, в том числе – специальный транспортер для космических челноков (в СССР для таких целей планировали использовать украинский самолет АН-225 «Мрия»), а также два самолета специально для перелетов Президента США в модификации «Boeing VC-25», которые имеют позывной «Air Force One». С интерьером этих самолетов читатель может ознакомится из произведений американского писателя Дена Брауна.

Использованы фото с официального сайта компании «Boeing».

comments powered by HyperComments