Строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорту Одессы дорожает более чем на миллиард гривен
Объявление о намерении заключеня дополнительного соглашения с подрядчиком ООО «Спецрембуд» в рамках проекта «Реконструкция, строительство аэродромного комплекса коммунального предприятия «Междунарожный аэропорт Одесса» ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта Одесса» разместила в системе публичных закупок «Прозорро» 12 июня 2019 года. Согласно с объявлением, при подписании дополнительного соглашения с подрядчиком будет использована договорная процедура, которая предусмотрена статьей 35 Закона Украины «О публичных закупках».
Согласно с объявлением, бюджет работ по реконструкции аэропорта в Одессе увеличивается на 1 миллиард 442,2 миллиона гривен. Соответствующий договор был подписан между ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта Одесса» и ООО «Спецрембуд». Увеличение стоимости работ в Дирекции объясняют ростом стоимости трудовых и материально-технических ресурсов по объекту.
Заметим, что основной договор о строительстве новой взлетно-посадочной полосы в Международном аэропорту Одессы был заключен еще 23 декабря 2013 года. В том договоре стоимость строительства новой ВПП была зафиксировала на уровне 1 миллиарда 629,9 миллионов гривен. Несмотря на подписание этого договора, в 2014-17 годах строительные работы по новой ВПП в Международном аэропорту Одессы не велись по причине отсутствия финансирования. Строительные работы стартовали в конце 2017 года, на тот момент курс евро по отношению к гривне вырос более чем втрое сравнительно с тем, что был в декабре 2013 года.
Фактически работы по строительству новой полосы в аэропорту Одесса выполняет компания «Автомагистраль-Юг». По ее данным, на начало апреля 2019 года готовы 1450 метров полосы при общей длине 2 800 метров. В ООО «Спецрембуд» заявляют, что на 27 февраля 2019 года компания выполнила строительно-монтажные работы на сумму в 803 миллиона 955 тысяч гривен.
Как идет строительство - в нашем видеоролике. Мы подобрали космические снимки начиная с октября 2017 года, когда только прошла символическая церемония закладки первого камня в будущую новую взлетную полосу. Затем через каждые несколько дней на протяжении весны и лета 2018 года мы показываем наиболее интенсивные земляные работы. С осени 2018 года и по текущий момент снимки делались примерно раз в месяц, так как основной объем земляных работ уже завершили, идет процесс укладки различных слоев бетона.
Заключение дополнительного соглашения на основе переговорной процедуры вместо открытого тендера в ГП «Дирекция по строительству международного аэропорта Одесса» объясняют нецелесообразностью замены подрядчика и ссылаются на п. 5 статьи 35 Закона Украины «О публичных закупках». В качестве обоснования приведены выводы Харьковского Национального автомобильно-дорожного университета и Национального авиационного университета.
Напомним, что в начале 2019 года Государственная аудиторская служба Украины после проверки выявила многочисленные нарушения в ходе реконструкции аэропорта. В частности, было отмечено, что работы проводят по смете 2013 года, которую не пересматривали в связи с девальвацией гривны. Кроме того, аудиторы считают, что средства расходуются непрозрачно, а материалы и работы часто закупаются по завышенным ценам.
Согласно с проектом, новая взлетно-посадочная полоса в Международном аэропорту Одессы должна иметь классификационное число прочности покрытия (PCN) 64, что почти в два раза превышает аналогичный показатель старой полосы (35). Это позволит аэропорту принимать более тяжелые воздушные суда. Однако в Госаудитслужбе засомневались в этом. Государственные аудиторы утверждают, что для приготовления бетонной смеси использовался цемент, марка которого не отвечает проектной документации. В результате ВПП может иметь твердость ниже, чем проектная.
Еще одной особенностью новой ВПП в Международном аэропорту Одессы должна стать система инструментальной посадки, которая будет сертифицирована по III-A категории ИКАО, что позволит самолетам совершать посадку в Одессе при плохой видимости. Сейчас одесский аэродром сертифицирован для совершения посадки по I категории ИКАО. Категорию III-A имеет только одна полоса в киевском аэропорту «Борисполь».
На данный момент дополнительное соглашение между ГП «Дирекция строительства международного аэропорта Одесса» и ООО «Спецрембуд» еще не подписано – на «Прозорро» размещено сообщение о намерении подписать договор от 12 июня 2019 года.
Вчера, 19 июня 2019 года данную государственную закупку начал мониторить Южный офис Государственной аудиторской службы Украины. Приказ об этом с № 208 размещен на «Прозорро». Его подписал на основе служебной записки начальника отдела контроля в сфере закупок Александра Васильева и заведующего сектором проверок закупок отдела в сфере контроя закупок Романа Кутафина.