Сможет ли коммунальный транспорт Запорожья конкурировать с частниками?
Попытка показать успехи городской власти Запорожья в транспортной сфере провалилась – представители власти – начальник транспортного управления Александр Власюк и руководитель «Запорожэлектротранса» Юрий Папач как говорится попали под «перекрестный огонь» журналистов и общественных активистов.
Сперва речь зашла о запорожских маршрутках, которые наследники казаков называют «скотовозками». Именно плохое качество обслуживания пассажиров частными перевозчиками и побудило власти Запорожья создать коммунальное автотранспортное предприятие, которое бы создало альтернативу частным перевозчикам.
Организацию автобусного парка начали на базе троллейбусного депо на улице Восточной в Космическом микрорайоне. Как отрапортовали представители властей, организация автопарка находится на стадии завершения. На базе парка можно проводить весь комплекс работ по техническому обслуживанию и ремонту автобусов. На балансе коммунального автоперевозчика уже находится 51 автобус, 35 из них новые автобусы МАЗ белорусского производства. В следующем году планируется получить еще 50 автобусов большой вместимости по лизинговой схеме.
Участники круглого стола сразу же задали городским транспортникам вопрос о том, почему же при наличии коммунальных автобусов, далеко не все они выходят на линию. Ответ оказался прозаичным и характерным для всех городов Украины – коммунальному автопарку Запорожья не хватает водителей – их всего 67, а необходимо 83. По словами начальника транспортного управления Александра Власюка, даже зарплата в 13600 грн. не привлекает запорожских водителей с категорией «Д» и стажем работы. Поэтому предприятие обучает молодежь и приглашает водителей из других городов.
У руководителей муниципального транспорта также спросили от том, не означает ли «нашествие» коммунальных автобусов отказ от развития электротранспорта, в частности – троллейбусного движения. Ранее прогнозировалось восстановление движения троллейбусов через Хортицу. Транспортники города заверили, что электротранспорт в Запорожье будет развиваться и для этого уже делаются необходимые шаги. В частности участником круглого стола рассказали о том, что «Запорожэлектротранс» получило право на кредитное финансирование в 16 млн. евро под смешные 2% годовых.
Что до троллейбусов, то по словам городских транспортников, Запорожье планирует отказаться от привычных «рогатых» троллейбусов и заменить их электробусами большой вместимости. Сейчас на линии в Запорожье выходит лишь 36 машин, но и они будут списываться по мере износа. Замену троллейбусов электробусами транспортные чиновники Запорожья назвали «европейской практикой» сославшись на то, что после воссоединения Западной и Восточной Германии, троллейбусное движение во всех немецких городах было закрыто как анахронизм. Первая партия электробусов, которую хотят приобрести уже в 2019 году будет состоять из 25 машин. Перспективность электробусов мотивируют тем, что они не нуждаются в контактной сети и тяговых подстанциях.
Кроме этого за кредитные средства планируют купить 8 новых трамвайных вагонов. Какие это будут трамвайные вагоны, не уточнили. Однако зная цену украинского электробуса «Электрон», существующего в единственном экземпляре, можно сделать вывод, что вагоны хотят купить по цене менее 1 млн. евро. Также директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач рассказал о закупке в Берлине 12 трамваев «Tatra KT4DtM». Нужно, правда, отметить, что не один из этих вагонов, поставка которых началась еще в конце июля, не выезжал на линию.
На круглом столе подняли и тарифный вопрос. Запорожцев тревожат заявления местных маршрутчиков о повышении стоимости проезда до 12 грн. Руководитель транспортного управления Александр Влюсюк подтвердил, что повышения тарифа не избежать, однако тарифа в 12 грн. точно не будет: стоимость проезда поднимут на гривну-полторы.
Что до коммунального транспорта, то Юрий Папач назвал себестоимость проезда в трамвае и троллейбусе Запорожья – 4,3 грн., а в коммунальном автобусе – около шести. В тоже время, тарифы установлены в размере трех гривен за поездку в электротранспорте и четыре – в автобусе. Пересмотр стоимости проезда – это компетенция горсовета и его исполкома. Кроме того надеются на дотацию из бюджета.
По словам чиновников Запорожья, город за счет развития коммунального транспорта планирует «поднять планку» уровня услуг в пассажирском городском транспорте. Это, по их мнению, заставит поднять качество услуг и частных перевозчиков. Однако, чиновники так и не смогли ответить на вопрос о том, почему не выполняется решение горсовета о уменьшении количества «маломерных» автобусов на городских маршрутах.
Далеко не однозначным можно считать и решение о замене троллейбусного парка электробусами. С одной стороны, пользуясь более низким «ночным» тарифом на электроэнергию можно снизить расходы по этой статье, с другой стороны – стоимость самих аккумуляторных батарей довольно высока, кроме того они достаточно быстро вырабатывают свой ресурс. Поэтому большинство городов Украины отдает предпочтение не «чистым» электробусам, а троллейбусам с автономным ходом. В частности в Одессе недавно представили модернизированный троллейбус с автономным ходом на базе чешской машины «Skoda 21Tr». Троллейбусы с автономным ходом уже работают во многих городах Украины, в частности в Черновцах и Ровно.