Проезд в маршрутках Тернополя будет стоить 9 гривен
«Перевозчики мне позвонили, попросили про встречу. Договорились про встречу в 12:00 23 октября. Сказали, что хотят приостановить движение общественного транспорт. У них долги за топливо, не хватает средств на обслуживание автобусов», – рассказал местному изданию «20 хвилин. Тернополь» главный транспортник Тернополя Игорь Мединский.
На встречу в управление транспорта пришли представители нескольких автоперевозчиков. По их словам, власть знает проблемы, которые возникли в городских автобусных перевозках, однако никак не реагирует. Еще немного – и частные автобусы прекратят ездить.
Как сказал на встрече один из представителей автопредприятий: «Мы уже устали озвучивать проблемы. Нам уже не дают в долг топлива. Чтоб заправить автобус на день нужно от полутора до двух тысяч гривен, а водитель собирает не больше тысячи. Как выйти из этой ситуации? Мы уже набрали долгов. У нас всех приблизительно по 300 тысяч гривен долга за топливо. Давайте мы к Сергею Виталиевичу (Сергей Надал – городской глава Тернополя) пойдем, если Вы не решаете этот вопрос».
Автоперевозчики говорят, что не будут бастовать, а просто остановят маршрутки, так как их не будет чем заправлять. Водители автобусов также рассчитываются, так как недовольны зарплатой. Долги есть не только за топливо, но и за запчасти.
Критикуют автоперевозчики и систему «электронного билета», внедренную в Тернополе: «Валидаторы задерживают выплату, кроме того по ним тариф ниже, чем наличкой. Да, мы хотели быть прогрессивными, а натворили такого, что транспорт останавливается. Тариф на валидаторе 4 гривны, еще минус пять процентов – 3,75».
Одной из основных проблем перевозчики считают большое количество льготников, которые пользуются правом бесплатного проезда. Субвенция из местного бюджета не перекрывает убытков из-за перевозки льготников.
Руководитель управления транспорта Тернополя Игорь Мединский пообещал донести до городского головы информацию по проблемы автоперевозчиков и попросил их не останавливать перевозки. Кроме того, он сообщил, что уже подготовлен проект решения горисполкома о повышении тарифов на проезд в городском транспорте. Стоимость поездки в случае оплаты наличкой будет составлять в Тернополе уже 9 гривен, а в при оплате электронным билетом – 7 гривен. Собственники персонифицированных карт будут платить за проезд в маршрутке 6 гривен.
Возрастет в Тернополе и тариф на проезд в троллейбусах – при расчете наличностью от будет стоить 8 гривен. При оплате «электронным билетом» цена проезда составит 6 гривен, а в случае пользования персонифицированной картой – 5 грн.
Сами перевозчики говорят, что хотя и подали в городской совет расчет тарифа в 9 – 10 гривен, однако из-за роста цен на горюче-смазочные материалы. По предварительным расчетам, в том случае, если на маршруты выпускать новые автобусы, тернополянам придется платить за проезд около 20 гривен.
Отметим, что по статистике, которую обнародовал директор Львовского коммунального АТП №1 Орест Хамула, около 50 – 60% пассажиров, которые пользуются услугами коммунальных автобусов Львова, не платят за проезд. Среди них львиную долю составляют именно льготники, которым государство предоставило право бесплатного проезда. Во многих городах постарались и местные советы. Как считают некоторые эксперты, реальная себестоимость проезда одного пассажира значительно ниже, однако перевозчики закладывают в тарифы убытки от перевозок льготников, поскольку города выплачивают им в качестве компенсации мизерные средства.
Выходом из ситуации могла бы стать монетизация льгот на транспорт. Однако то решение, которое принял Кабинет Министров в этом году носит рекомендательный, а не обязательный характер. Именно поэтому местные власти, не желая лишиться основного электората в лице пенсионеров, не спешат вводить монетизацию льгот. В тоже время ситуация с городским транспортом в Украине ухудшается.