Сегодня с утра в Полтаве автобусы не выехали на 19 городских маршрутов
В Ассоциации перевозчиков Полтавщины называют сегодняшний демарш трех полтавских перевозчиков ПП «ЛЮГ», «Люкс-Полтава 2009» и ООО «Евробус» ответом на популизм народного депутата Украины Сергея Каплина и городских властей. Еще вчера на своей страничке в «Фейсбуке» Ассоциация перевозчиков Полтавщины распространила вот такое сообщение:
«Завтра до 09:00 транспорт в Полтаве ходить не будет.
Это реакция на сегодняшние заявления нардепа Каплина. Не нужно нас пугать. Мы хотим заниматься бизнесом, а не политикой. Если вы, господин народный депутат, такой умный, купите себе автобусы, выведите их на маршруты, и, посмотрим, как Вы заговорите, когда Ваши дети будут просить есть.
Уважаемые полтавчане! Пожайлуйста, запланируйте заранее, как Вы будете ехать на работу. Нас с Вами снова хотят поссорить. Но все, что сейчас происходит – это только наш ответ на популизм власти. Виноваты они, а не мы с Вами».
Дело в том, что в Полтаве местные власти после отстранения от должности городского головы Александра Мамая отменили решения горисполкома о повышении тарифов на проезд в городском транспорте. Поэтому стоимость проезда в «маршрутках» Полтавы составляет сейчас 4 гривны, и это при том, что в райцентре области Миргороде тариф уже составляет 5 гривен, а в Кременчуге и вовсе 6 гривен.
По словам «спикера» Ассоциации перевозчиков Полтавщины Юрия Лупаенко, для частных перевозчиков банально не выгодно обслуживать городские маршруты в Полтаве:
«Конечно, никто не придет в Полтаву на тариф в 4 гривны. Ведь в Кременчуге тариф 6 гривен, в Миргороде – 5 гривен, но и это не устраивает местных перевозчиков», – прокомментировал ситуацию Лупаенко. По его словам, власти Полтавы пытаются договорится об обслуживании полтавских маршрутов с перевозчиками из других городов, однако такие переговоры пока безуспешны.
Проблема не только в том, что тариф не покрывает себестоимости проезда в автобусах Полтавы – городские власти хотят, чтоб частные перевозчики бесплатно перевозили все категории льготников, получая мизерные компенсации. К примеру, секретарь Полтавского городского совета Александр Шамота заявил, что город регулярно выплачивает перевозчикам компенсации за перевозку льготников – в августе – 8,7 млн. грн., в сентябре – 9,2 млн. грн., а в октябре – 8,4 млн. грн. Запланированная на ноябрь сумма 4 – 5 млн. грн. Однако, даже сам Александр Шамота признал, что львиная доля этой компенсации попадает на счета коммунального перевозчика КП «Полтаваэлектроавтотранс».
По словам спикера Ассоциации перевозчиков Полтавщины Юрия Лупаенко, частные перевозчики вообще не хотят получать бюджетных компенсаций, чтоб не иметь дела с льготниками:
«Решение о компенсациях – не наше, а власти. Для нас лучшие варианты – это монетизация льгот или бесплатная перевозка льготников коммунальным транспортом», – говорит Юрий Лупанко.
Во время сегодняшнего заседания исполкома Полтавского городского совета заместитель городского головы Полтавы Алексей Чепурко сообщил, что отправил предупреждение трем автоперевозчикам, которые сегодня на выпустили автобусы на 19 маршрутов – ПП «ЛЮГ», «Люкс-Полтава 2009» и ООО «Евробус». Кроме этого аналогичные предупреждения были подписаны и и.о. начальника транспортного отдела горисполкома Сергеем Шпаком. Алексей Чепурко заявил, что после второго такого предупреждения город разорвет договора с перевозчиками.
Как ответ на «шантаж» со стороны крупных перевозчиков Полтавы, исполком решил заключить временные договора на обслуживание восьми городских автобусных маршрутов с тремя перевозчиками – ООО «Глобус Авто Полтава», ПП «Люкстранс» и ФЛ-П Попов Андрей Юрьевич. Для того, чтоб заинтересовать перевозчиков обслуживать эти маршруты, исполком установил очень высокие коэффициенты перевозки льготников для этих маршрутов от 2,65 до 3,05. То есть, на каждого пассажира, оплатившего проезд, эти частные перевозчики будут получать из городского бюджета компенсацию в 2,65 – 3,05 раза превышающую стоимость разового билета. Таким образом городские власти хотят «демонополизировать» рынок транспортных услуг в Полтаве.
Местные перевозчики, а также общественные активисты Полтавы говорят, что не последнюю роль в конфликте перевозчиков и городских властей играет популистическая позиция народного депутата Сергея Каплина – играя на злободневной теме он хочет заполучить себе дополнительные голоса избирателей.
Транспортный фанат и блогер из Львова Орест Солтивский считает, что самым правильным решением вопроса льготных перевозок стала бы монетизация льгот, а также введение «электронного билета».
«Власти наконец должны признать – проблема с льготными перевозками таки существует. И монетизация – один из наиболее честных вариантов ее решения. Понимаю, что местные власти не хотят внедрять монетизацию, так как все популисты в первую очередь рассчитывают на голоса социально незащищенных слоев населения. Однако все «игры» властей выливаются в оскорбления льготников водителями, «маршрутки» часто просто проезжают мимо. Нужно и местным властям, и Кабинету Министров вместе с Министерством инфраструктуры Украины таки решить вопрос монетизации. Возможно, из госбюджета нужно перечислять средства тем городам, которые не могут обеспечить средства на определенный уровень доплат льготникам. Без решения проблемы невозможно дальнейшее развитие городского транспорта в Украине. После введения электронного билета можно дополнительно дотировать льготные абонементы для пенсионеров и других категорий населения», – считает Орест Солтивский.
Как отмечают полтавские СМИ, сегодня коммунальный электротранспорт более-менее справлялся с потоком дополнительных пассажиров, однако на многих конечных троллейбусов, в частности на «Кольце» троллейбусы не могли вместить всех пассажиров уже на конечных.
По материалам интернет-портала «Полтавщина» и других полтавских СМИ.