Частные перевозчики не хотят покупать новые автобусы
Украинские частные транспортные компании почти не закупают новые автобусы, о чем свидетельствует исследование, опубликованное сайтом «AUTO-Consulting». По данным этого СМИ, за 7 месяцев 2019 года рынок новых автобусов в Украине сократился на 16% по сравнению с показателями прошлого года. Последние два месяца эксперты вообще зафиксировали падение рынка автобусов на 33 – 73%. Отмечается, что сейчас рынок новых автобусов находится на самом низком уровне за последние 10 лет и держится только за счет поставок школьных автобусов и других бюджетных программ.
Ситуация с производством автобусов может несколько улучшится после того, как города получат кредитные средства на закупку автобусов от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка, однако не факт, что победителями тендеров евробанков станут именно украинские производители автобусов большого класса, а не белорусские.
В секторе закупок автобусов большого и особо большого класса, то как и ранее, эта техника не находит покупателя среди частных перевозчиков. Проводя исследования продаж такой техники «AUTO-Consulting» так и не выявил ни одного частного перевозчика, который покупал бы новые автобусы большого класса (правда подержанные автобусы большого класса частники таки покупают). В январе – июле 2019 года автобусы большого класса закупали исключительно города Украины за бюджетные средства. Всего с начала года было куплено 95 автобусов большого класса, что на 48% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Нет спроса частных перевозчиков и на 8-ми и 9-ти метровые автобусы, которые ранее были крайне популярны среди таких покупателей. Автобусов малого класса в январе – июле 2019 года было закуплено на 26% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В сегменте 9-тиметровых автобусов реализация в июле 2019 года упала на 54%.
Что касается автобусов для междугородных и международных перевозок, то ситуация тут также далека от радужной. За семь месяцев текущего года в Украине было продано всего 10 автобусов такого класса.
Как отмечают в «AUTO-Consulting», обещания Министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна о масштабном обновлении парка городских и пригородных автобусов в рамках реформы автобусных перевозок, инициированной Мининфраструктуры, не произошло.
Заметим, что ряд экспертов в отрасли пассажирских перевозок, в частности Михаил Тонконогий из Днепра, предлагают руководству страны снять искусственные барьеры для поставки в Украину качественных «бэушных» автобусов из Европы. Качественные подержанные автобусы смогут попасть в Украину из Европы в том случае, если будут отменены нормы соответствия ввозимого в Украину автотранспорта экологическому стандарту «Евро-5». Представители частных перевозчиков заявляют, что украинские автобусы большого класса имею невысокое качество, однако цена их очень высокая.