Новая трасса из Одессы в Рени будет короче и пройдет по мосту через Днестровский лиман
Областные власти сейчас рассматривают не только капитальный ремонт существующей трассы Одесса-Рени, но и вариант строительства "с нуля" совершенно нового автобана в этом же направлении. В этом есть резон, так как существующая трасса, проходящая через плавни Днестра с узкими мостами, через райцентры Сарату и Татарбунары, а также через несколько сел, имеет несколько "бутылочных горлышек". Именно в этих местах, на сельских улицах и в плавнях, трассу очень сложно или даже невозможно расширить без капитальных затрат на строительство новых мостов и участков в объезд населенных пунктов. Кроме того, трасса проходит не по кратчайшему пути.
Разработанный институтом Гипроград и и утвержденным областным советом проект предусматривает совершенно иную трассировки дороги. Начинаться она будет от села Свердлово (Коминтерновский район), затем по двум мостам пересекать Куяльницкий и Хаджибеевский лиманы, затем пересекается с существующими сейчас трассами на Киев, Тирасполь и Маяки. Этот участок фактически представляет собой расширенную объездную дорогу вокруг Одессы.
После этого, по проекту Гипрограда, трасса выходит у Овидиополя к берегу Днестровского лимана, при этом не пересекаясь с линией железной дороги. Днестровский лиман новая трасса будет переходить по мосту в самом его узком месте, выходя на противоположный берег около Шабо, чуть южнее Белгорода-Днестровского. Тут же предусмотрена еще одна соединительная дорога вокруг Белгорода-Днестровского к селу Монаши, где новая трасса будет иметь связь со старой дорогой Одесса-Рени. Таким образом, новая трасса делает существующую дорогу через Затоку - дорогой сугубо местного значения, а также решает задачу создания объездной дороги вокруг Белгорода-Днестровского.
После этого проект Гипрограда предусматривает строительство нового прямого участка от Шабо до Татарбунар. Затем несколько десятков километров новая трасса будет совпадать со старой. А на финальном участке по украинской территории, проект предполагает новое строительство с мостом через озеро Ялпуг чуть южнее Болграда, поворот на юг и разветвленное окончание дороги. Один из конечных пунктов, естественно, Рени, с продолжением на Галац и далее в Румынию. Другой конечный пункт - село Орловка, где уже в этом году заработает паромная переправа и, в перспективе, вероятно строительство моста.
В то же время рабочая группа при областной администрации предлагает еще один вариант трассы, которая, начиная от Шабо, будет идти чуть южнее изначального проекта, затем севернее Татарбунар и будет заканчиваться в Орловке. Далее, к Рени, будет использоваться существующая дорога вдоль Дуная. Этот проект, по замыслу, будет проходить равноудаленно от районных центров юга области и, таким образом, обеспечит им равные условия для развития.
В обоих вариантах проекта есть спорные места. Первый из них - мостовые переходы через лиманы. Разработанный еще в 2011 году Гипроградом проект совершенно не учитывает заповедного статуса Куяльницкого лимана. А один из вариантов перехода через Днестровский лиман предполагает строительство дамбы для удешевления проекта, что может привести к разделению лимана на два водоема, заболачиванию его северной части и засолению южной. Кроме того, проект не учитывает очень сложного рельефа местности между Шабо и Татарбунарами.
Реализацию проекта целесообразно, по мнению авторов, разделить на несколько этапов:
1. Участок "Одесса-Овидиополь-Белгород-Днестровский-Монаши" (81 км) с мостовым переездом или насыпной дамбой через Днестровский лиман; начало на 456км трассы М05 Киев-Одесса
2. с.Шабо-с.Орловка (Рени) (190 км)
3. Свердлово - 456км трассы М05 Киев-Одесса (32км) с мостовыми переходами через Хаджибейский и Куяльницкие лиманы.
4. Автомобильный мостовой переход Орловка-Исакча (Румыния) (800м с подходами 12км) (После реализации проекта паромной переправы Орловка-Исакча и при наличии трафика и получение безвизового режима с ЕС).