Одесский трамвай сегодня празднует 104-й день рождения (ФОТО)
Был у линии и свой номер – 32: по плану со временем в городе должен был появиться 31 постоянный маршрут, и временная торжественная линия нумеровалась так, чтобы потом от нее можно было легко избавиться без путаницы. Сто четыре года назад в полдень в нашем городе прошел торжественный парад трамваев, который возглавил вагон под управлением вагоновожатого Арона Выходца, радом с которым на почетных местах находились градоначальник Одессы Толмачев и директор трамвая Легоде. Кстати, один из первых вагоновожатых - Николай Заприса, прожил более ста лет.
Работала линия 32 трамвая меньше года, и за это время одесситы привыкли пользоваться этим удобным и на то время довольно быстрым видом транспорта. Уже в апреле 1911-го в Одессе появились постоянные маршруты №23 и №24. В парке Шевченко, на главной аллее, можно увидеть остановочный павильон, который построили для 24-го трамвая.
С тех пор одесский трамвай очень сильно изменился. С узкоколейного он стал ширококолейным - а процесс перешивки колеи занял почти 40 лет: с 1933 по 1970 гг. Во время Гражданской и Великой Отечественной войны трамвай останавливался вообще. Старые деревянные вагончики уступили место более вместительным "Татрам".
Многие линии, особенно в центре города, сняли. Некоторые линии исчезли сравнительно недавно - в 2005-2008 гг. А другие маршруты стали своего рода достопримечательностями города - камышовая линия на Хаджибейский лиман, однопутная с мостиками на 411-ю батарею, загородные маршруты в Рыбный порт и на завод Центролит.
Сегодня парк трамваем предприятия «Одесгорэлектротранс» состоит из 215 пассажирских и 21 служебного вагонов. Но из них всего 11 относительно новых, все остальные достались в наследство от СССР. А два депо из трех закрыты. В городе обсуждают планы по пуску скоростного трамвая и обдумывают программу введения единого электронного билета для всех видов общественного транспорта.