Децентрализация: откуда города Украины берут деньги на обновление городского транспорта
Начиная с середины 2015 года ряд крупных городов Украины впервые за долгие годы всерьез взялся за обновление подвижного состава муниципального общественного транспорта - прежде всего, городского электротранспорта. Буквально каждые два-три дня на официальных тендерных порталах, в том числе Prozorro, появляются те или иные новости о транспортных госзакупках - объявляются тендеры на приобретение новых или подержанные трамваев, троллейбусов и автобусов, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, кто-то жалуется.
В итоге за неполные два года города Украины получили суммарно 19 новых и более сотни подержанных трамваев, 103 новых и более сотни подержанных троллейбусов. В это число не включены троллейбусы и трамваи, по которым уже определились победители в тендерах, но поставки будут продолжаться до конца 2016 года - а это еще более 50 единиц техники. А вот городских автобусов гораздо меньше - всего лишь около полутора десятков, не считая уже заключенных контрактов. Связано это с тем, что городские перевозчики - коммунальные предприятия, в основном, ориентированы именно на электротранспорт, в то время как автобусные перевозки отданы частным перевозчикам.
Отметим, что в период 2009-2014 гг. объемы госзакупок в сфере городского общественного транспорта были в разы меньше. Если не считать кредитов под ЕВРО-2012, то многие города за эти пять лет вообще не обновляли подвижной состав - например, Одесса или Днепропетровск.
Откуда деньги?
В 2016 году местные бюджеты большинства крупных городов Украины существенно увеличили свою расходную часть - в среднем, более, чем наполовину сравнительно с результатами предыдущего года. Так, города получили возможность направлять себе, минуя Киев, 5%-й акцизный сбор, налоги на недвижимость и "люксовые" автомобили, а также 10% собираемой суммы налога на прибыль с частных предприятий, 80% "экологического" налога и другие сборы.
Значительно изменилась структура межбюджетных трансфертов между городскими бюджетами и госбюджетом. В частности. теперь в бюджеты городов областного подчинения идет теперь не 75, а 60% сбора гарантированного налога на доходы физических лиц.
В итоге, методом грубого подсчета, в идеале городские бюджеты получили теоретическую возможность собирать больше средств, чем ранее. Та часть гарантированных налоговых поступлений, которая после бюджетной децентрализации передается в госбюджет, компенсируется стимулированием возможностей для увеличения так называемых местных налогов, акциза и налогов на прибыль. То есть - чем успешнее работает местная власть, тем больше налогов она собирает. А в центральный бюджет идут заранее известные суммы гарантированных налогов.
Кроме того, муниципалитеты теперь обладают большим спектром возможностей для расходования полученных средств - но и большей отвественностью. Ведь горсоветы решают, на что именно израсходовать бюджеты, но затем с них же и спрос за то, как в действительности освоили деньги.
В частности, ряд городов пошли по пути обновления городского транспорта - и вот что у них получилось. Возьмем, для примера, самые крупные города Украины с населением более полумиллиона человек.
Бюджеты и транспорт
Одесса
Доходная часть бюджета Одессы в 2014 года составила около 2,45 миллиардов гривен, в 2015-м - 3,58 миллиарда, а на 2016 год запланировано 5,815 миллиарда гривен. Расходная часть при этом составила в 2015 году 3,43 миллиарда, из них всего 338 миллионов в бюджете развития (под которым понимается выполнение городских целевых программ). В нынешнем году бюджет Одессы расходует 5,86 миллиарда гривен, из них в бюджете развития заложено 814 миллионов. Такой почти трехкратный рост бюджета развития, который тратится на строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов, новое жилье, закупки различной техники и оборудования наглядно показывает результат бюджетной децентрализации.
Из этих 814 миллионов бюджета развития в Одессе существенную часть тратят на транспорт. В частности, почти 53 миллиона гривен выделено на приобретение по двум тендерам 10 новых троллейбусов, еще 19 миллионов пошло на приобретение комплектующих для самостоятельного строительства новых трамваев. Кроме этого, 123 миллиона гривен уходят на ремонт трамвайных путей в рамках реконструкций Тираспольской площади и части улицы Преображенской. Все это вместе взятое является частью амбициозного проекта создания маршрута скоростного трамвая через весь город в рамках программы развития электротранспорта на 2016-2018 гг. В 2014-2015 гг. за счет городского бюджета купили лишь 1 новый трамвай (с участием софинансирования из госбюджета) за 13,8 миллиона, а также приобрели 10 подержанных трамваев за 10 миллионов гривен.
Киев
Киев по бюджету 2014 года расходовал 19,8 миллиардов гривен при доходах в 20,1 миллиарда. В 2015 году бюджет Киева почти не отличался от прошлогоднего, а с учетом роста курса доллара фактически оказался намного меньше - 22,16 миллиарда гривен доходов и 20,25 миллиарда расходов. При этом на транспортную составляющую в 2015 г. в Киеве потратили меньше, чем в 2014-м - 1,78 миллиарда против 1,9. При этом за два года в Киев не поставили ни одного нового троллейбуса и всего 7 новых трамваев - 2 пятисекционных "Электрона" длиной 31 метр за 51,5 миллиона гривен и 5 одиночных "Татра-Юг" за 64,4 миллиона - итого 115 миллионов гривен на новую технику за два года.
В 2016 году муниципальный бюджет Киева вырос незначительно - до 25,64 миллиардов гривен в расходной части и 27,14 в доходной. При этом на приобретение нового подвижного состава городского транспорта средства не расходуются вообще: так, тендеры на 10 низкопольных трамваев PESA, сотню новых троллейбусов и сто автобусов финансируются за счет кредитов в Евросоюзе, а бюджетные средства идут лишь на ремонт троллейбусов и программу капитального ремонта трамваев, в рамках которых старые киевские трамваи "Татра-Т3" заменяются на вагоны этой же модели, но купленные подержанными в Чехии. Также в Киеве пытаются потратить более 130 миллионов гривен на реконструкцию части линии скоростного трамвая.
Харьков
В 2014 году бюджет Харькова составил в доходной части 6,93 миллиарда гривен, в расходной 6,64 миллиарда, из них почти 1,8 миллиарда в бюджете развития. В 2015-м, после начала децентрализации, бюджет города не вырос, а даже уменьшился до 6,73 миллиарда грн. в доходах и 6,6 миллиарда в расходах. Подвижной состав городского транспорта обновился за два года лишь одним составом метро из пяти вагонов за 188,8 миллионов и модернизацию 50 метровагонов (10 поездов) за 50 миллионов.
Лишь 2016 год показал рост бюджета до 8,5 миллиардов гривен. Из них в нынешнем 153 миллиона тратятся на ремонт трамвайных путей и более 58 миллионов - на программу капитального ремонта трамваев, при которой старые харьковские вагоны "Татра-Т3" заменяются на подержанные вагоны той же модели из Чехии, которым в той или иной степени проводят ремонт. Кроме того, городской бюджет Харькова тратит 232 миллиона гривен на строительство метро и 198 миллионов на приобретение одного пятивагонного метропоезда.
Днепр
Тогда еще Днепропетровск за 2014 год получил в городской бюджет 3,47 миллиарда, а израсходовал 3,46 млрд. гривен, из которых на транспорт и связь потратили 235 миллионов. В 2015 году бюджет Днепропетровска значительно вырос - до 5,31 миллиарда, из которых 706 миллионов составил бюджет развития. В 2016 году произошел феноменальный рост бюджета - до 8,1 миллиарда гривен доходов и 6,3 миллиарда расходов, к которым отдельно добавлены расходы на образование в 1,2 миллиарда гривен..
При этом в Днепре крайне скудно используют рост бюджета для улучшения работы городского транспорта. Так, лишь в 2015 году впервые за более чем пять лет закупили 10 новых троллейбусов за 37,7 миллионов. А в нынешнем году пытаются освоить более 60 миллионов гривен на закупку 13-15 новых троллейбусов, а также 20,8 миллиона на восстановление троллейбусной линии.
Львов
Львов в 2014 году получил 2,91 миллиарда гривен дохода, и израсходовал 3,05 миллиарда гривен, из которых 420 миллионов было в бюджете развития. В 2015 году доходы Львова составили 3,81 миллиарда, а расходы - 3,92 миллиарда. В 2016 году, несмотря на децентрализацию, доходы бюджета уменьшились до 3,59 миллиарда, а расходы планируются на уровне 3,73 миллиарда. То есть - на протяжении последних трех лет львовский бюджет является дефицитным, недостающие средства получаются за счет кредитов и грантов.
В плане обновления городского транспорта Львов в 2014 г. закупил один трехсекционный трамвай "Электрон" за 11,89 млн. гривен, а в 2016 г. идет выполение контракта на 7 таких же трамваев - но уже по 985 тыс. евро за вагон по кредитной линии ЕБРР. За 2014-2015 гг. во Львов поставили 5 троллейбусов "Электрон" за 22,3 миллиона, электробус за 9 миллионов и 10 автобусов за 35,85 миллионов. Кроме того, сейчас готовятся поставки 5 троллейбусов и 55 автобусов "Электрон" за, соответственно, 31,65 и 264 млн. гривен. Таким образом, только на новый подвижной состав Львов потратил почти 375 миллионов гривен и 7 миллионов евро. Также осваивается кредитно-грантовая линия в 17 миллионов евро на строительство новой линии трамвая в Сиховский жилмассив, из которых 7 миллионов - вышеобозначенная закупка трамваев.
Запорожье
Бездефицитный бюджет Запорожья-2014 составли 2,89 миллиарда гривен, из которых 454 миллиона пошли в бюджет развития. В результате децентрализации бюджет города в 2015 году вырос до 3,68 миллиарда, а в 2016-м - до 4,5 миллиардов.
В результате в 2015 году после трехлетнего перерыва в Запорожье купили 10 троллейбусов за 39,5 миллионов гривен, а в нынешнем году закупают 10 автобусов и 10 подержанных троллейбусов - соответственно, за 31 миллион и 10,13 миллиона гривен.
Кривой Рог
В 2014 году Кривой Рог получил доходы городского бюджете в размере 2,56 миллиарда кривен, с точно таким же объемом расходов, в том числе на бюджет развития ушло 134,6 миллиона. Несмотря на децентрализацию, в 2015 году бюджет Кривого Рога уменьшился до 2,47 миллиарда в доходной части и до 2,46 в расходной. Но зато нынешний год позволил криворожскому бюджету "подрасти" до 4,59 миллиардов гривен дохода и расхода.
При росте бюджета в 2016 году, начиная с 2010 года в Кривом Роге не было приобретено ни одного нового трамвая или троллейбуса. Лишь несколько единиц троллейбусов проходят капитальный ремонт с установкой дизель-генераторов для автономного хода без контактной сети.
Мариуполь
За 2014 год расходная часть бюджета Мариуполя составила 1,43 миллиарда гривен - равная доходам. В 2015 году городской бюжет возрос до 1,9 миллиарда, а в 2016-м - упал до 1,71 миллиарда.
При этом мэрия Мариуполя пытается хоть как-то обновить подвижной состав за счет подержанной техники. Хотя в 2015 году был закуплен 1 новый трамвай за 13,58 млн. гривен. За счет софинансирования по программам Евросоюза в 2016 году приобрели 4 новых троллейбуса. А за собственный счет в 2015 году в Мариуполе приобрели 11 подержанных троллейбусов за 11 миллионов гривен. Начиная с 2014 года, в Мариуполе ежегодно объявляют тендер на покупку десятка и более подержанных трамваев, до дальше подписания договора дело не доходит. В настоящее время также проводятся попытки купить полтора десятка новых автобусов.
Николаев
В 2014 году, до децентрализации, доходы бюджета Николаева составили 1,76 миллиарда гривен, расходы - 1,82 миллиарда, в том числе 133 миллиона в бюджете развития. В 2015 г. Николаев получил 2,074 миллиарда, а израсходовал 2,066 миллиарда, из которых 277 миллионов в бюджете развития. Существенно вырос городской бюджет в 2016 году - доходы в размере 2,78 миллиарда и расходы 2,77 миллиарда гривен.
За это время в плане развития общественного транспорта в Николаеве в 2015 году купили 12 подержанных трамваев за 11,97 млн. гривен и 39 подержанных троллейбусов за 29 миллионов гривен. До этого, осенью 2014-го в Николаеве купили два новых троллейбуса за 3,6 млн. гривен - еще по прежним ценам до обвала гривны. В 2016 году не приобреталось и не планируется приобрести вообще никакого подвижного состава общественного транспорта. В итоге в городе смогли примерно вдвое увеличить количество троллейбусов на маршрутах и резко поднять качество перевозок.
- - -
В итоге, ряд городов смогли не только увеличить свои местные бюджеты за 2015-2016 годы, но и всерьез взяться за обновление подвижного состава и инфраструктуры городского электротранспорта. Это, прежде всего, Одесса, где закупаются новые троллейбусы, развернулось собственное производство новых трамваев и ведутся ремонты трамвайных путей. Это Николаев, где местные власти смогли увеличить количество троллейбусов на линиях с 25 до 50-60 и кардинально улучшить качество городских перевозок. Это Львов, где постоянно ведется ремонт трамвайных путей, смогли изыскать кредитные средства на новые трамваи и новую весьма протяженную линию - но не смогли резко увеличить бюджет. А вот, например, Днепр, Харьков и Кривой Рог - несмотря на рост бюджетов, не смогли пустить их уже и сейчас на обновление электротранспорта, лишь в Харькове процветает покупка подержанных трамваев под видом их ремонта, а также ремонтируют пути.
Несмотря на то, что мы рассмотрели лишь самые крупные города Украины, в других городах тоже "кипит" транспортная жизнь - Тернополь, Черновцы, Полтала, Черкассы, Сумы, Краматорск, Ивано-Франковск, Житомир и другие города также покупают новые или подержанные троллейбусы.
Так или иначе, мы видим, что при грамотном подходе к делу, бюджетная децентрализация дает возможность городским властям начать осуществление инфраструктурных проектов. Чаще всего это закупка новых троллейбусов - так как троллейбус с точки зрения пиара имеет тот же эффект, что и новый трамвай. но стоит вдвое-втрое дешевле. Кроме того, именно троллейбусы в силу меньшего ресурса быстрее изнашиваются и требуют замены, чем трамваи. В тех же городах, где муниципалитеты оказались стеснены в средствах, предпочли за меньшие деньги закупить большое количество подержанных трамваев и троллейбусов - так как это дает больший эффект с точки зрения качества перевозок, чем покупка небольшого числа новой техники.