Как одесский горсовет субсидирует электротранспорт
Начиная с 1 октября, стоимость одной поездки по разовому билету в одесском городском электротранспорте с 1 октября 2016 г. установлена на уровне 3 грн. С момента установления действующего тарифа на разовый проезд (2 грн. с апреля 2015 г.) значительно увеличились цены и тарифы. Так, тариф на электроэнергию увеличился более чем в 2,5 раза а стоимость материалов на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, трамвайных путей и контактно-кабельных сетей повысилась более чем в 2 раза. Все это отразилось на себестоимости перевозки одного пассажира. Хотя бы поэтому повышение стоимости проезда, продиктованное, в первую очередь ростом тарифов на электроэнергию, выглядит достаточно оправданным. Тем более, что ряд городов Украины уже давно установили такую стоимость проезда.
Государственным бюджетом на 2016 год вообще не предусматрена компенсация стоимости проезда льготников, составляющих немалую долю пассажиров горэлектротранспорта. Выплату денег за перевозку пассажиров льготных категорий планировали включить в проект Закона №3628 "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо стабілізації фінансового стану держави та удосконалення окремих положень соціальної політики)" и возложить на местные советы. Но так получилось, что при голосовании за этот закон, соответствующая норма "выпала" из текста документа. В итоге, по состоянию на 1 января 2016 года, льготные перевозки пассажиров никак не финансируются, поскольку, с одной стороны, такие затраты не предусмотрены Законом "О госбюджете на 2016 год", а с другой стороны, местные советы также не могут покрывать затраты перевозчиков за счет своих бюджетов, поскольку такое право не предоставлено им законодательно.
Директор КП "Одесгорэлектротранс" Дмитрий Жеман, комментируя сложившуюся ситуацию, еще весной нынешнего года отметил, что компенсация средств из госбюджета не покрывала всех расходов на перевозку льготных категорий граждан. "За первое полугодие 2015-го года мы получили порядка 40 миллионов гривен, хотя по результатам года проезд льготников обошелся нам в 120 миллионов. На 2016-й год средства на эти цели в Государственном бюджете действительно не предусмотрены. Исполком городского совета принял решение о том, что все категории льготников будут и дальше пользоваться горэлектротранспортом бесплатно. Весь финансовый груз пришлось брать на себя городу и нашему предприятию" - сообщает Жеман.
В связи с возникшей ситуацией, Одесский городской совет финансирует КП "Одесгорэлектротранс" не в виде компенсации за проезд льготников, а выделяя из городского бюджета финансовую помощь предприятию, достаточную лишь для покрытия текущих расходов - на зарплату, электроэнергию, запчасти и другие. В бюджете Одессы на нынешний год на данную финансовую помощь предусмотрено около 70 миллионов гривен.
В то же время следует отметить, что подсчет количества перевезенных льготных пассажиров до 2015 года включительно проводился на основе рассчитанных областным управлением статистики коэффициентов. По ним, на одного платного пассажира приходилось более трех льготников, что на текущий момент является недостоверным показателем. В нынешнем году этот устаревший коэффициент уже не применяется. Выходом из ситуации станет постепенное внедрение системы электронного билета во всем общественном транспорте города, над которым уже работает специальная рабочая группа.
Кроме того, немалым подспорьем является прямое финансирование благодаря децентрализации финансов из городского бюджета закупок нового подвижного состава. Так, уже выделено почти 53 миллиона гривен на приобретение 10 новых низкопольных троллейбусов - и 5 уже куплены и перевозят одесситов. Еще почти 19 миллионов выделено на закупку корпусов для самостоятельной сборки в мастерских КП "Одесгоэлектротранс" пяти новых трамваев - один из них также готов.