Как в Киев закупают подержанные трамваи из Чехии под видом ремонта старых вагонов

Александр Вельможко  |  Вторник , 17 июля 2018, 13:13
С 2012 года в Киев закупаются подержанные трамваи моделей "Татра-Т3" и "Татра-Т6" из различных городов Чехии. Однако, в столицу Украины они попадают в виде "подмены" существующих вагонов в процессе капитального ремонта. На данный момент поставлено уже более 140 вагонов.
Как в Киев закупают подержанные трамваи из Чехии под видом ремонта старых вагонов

Сейчас на улицах Киева ходят на городских маршрутах, за сравнительно редким исключением, чешские трамваи "Татра". Подавляющее большинство из них - модели "Татра-Т3", которые в разных модификациях производились с 1960-х по 1987 год. Затем их сменили вагоны другой модели, по советской классификации обозначаемые как "Татра-Т3М", а по классификации производителя как "Татра-Т6" - отличающиеся от модели "Т3" большой вместимостью и "рубленым" "угловатым" дизайном внешнего вида.

Техническое состояние имевшихся в Киеве к 2010 году старых вагонов "Татра-Т3" не просто оставляло желать лучшего, а требовало и требует их немедленного списания и замены на более современные вагоны. В самом деле, кому из пассажиров приятно ехать в разваливающихся "гробах", которые долгие десятилетия не получали нормального технического обслуживания и стали, попросту, опасными?


Трамвай модели "Татра-Т3SU". Этот вагон работает на улицах Киева с 1979 года. Всего в Киеве имеется 151 вагон этой модели, 86 из которых технически исправны и перевозят пассажиров.

Новых трамваев с 2010 года Киев получил всего 74 единицы - при том, что нынешний парк пассажирских вагонов насчитывает 473 единицы, из которых лишь 329 технически исправных. 36 вагонов из 74 новых - это трехсекционные низкопольные вагоны польского производства Pesa. Остальные, в основном, одиночные и трехсекционные украинской компании "Татра-Юг" (21 единица), львовского завода "Электрон" (8 трехсекционных вагонов), 6 одиночных и 1 трехсекционный трамвай на основе кузовов с частично низким полом по мотивам "Татры-Т3" нового производства "Киевского завода элеткротранспорта", а также по одному российскому и белорусскому трехсекционному частично низкопольному трамваю. Кстати, с 1994 по 2009 годы для Киева не купили ни одного нового трамвая.

Выход в деле частичного (подчеркнем) обновления киевского трамвая был найден в так называемой "подмене" вагонов. Выглядело это примерно так. Коммунальное предприятие "Киевпасстранс" заказывало, на тендерной основе, капитальный ремонт своих старых трамваев "Татра". Во всех случаях, начиная с 2012 и по 2018 годы, тендеры выигрывало ЧАО "Киевский завод элеткротранспорта" (КЗЭТ) - структура, еще в советское время входившая в систему киевского городского электротранспорта как промышленное предприятие по производству новых и ремонту имеющихся трамваев и троллейбусов, а затем приватизированная.


После капитального ремонта купленные в Чехии или Словакии вагоны заменяют старые той же модели. Отличаются качественной красно-кремовой окраской.

Всего с 2012 по 2018 год КЗЭТ "отремонтировал" 140 вагонов модели "Татра-Т3" и 10 "Татра-Т3М". Однако, вместо старых киевских вагонов после ремонта КП "Киевпасстранс" получало совершенно другие вагоны - закупленные в различных городах Чехии и Словакии трамваи этих же моделей, отремонтированные до приемлемого для пассажирских перевозок состояния. Дело в том, что для подрядчика (КЗЭТ) оказывалось дешевле самостоятельно закупить аналогичные подержанные вагоны в Праге, Кошице, Мосте, Братиславе, перестроить их с "узкой" колеи 1000 или 1435 мм на отечественную трамвайную колею 1520 мм, после чего передать заказчику. Объясняется это достаточно просто - подержанные бывшие чехословацкие трамваи после нескольких десятков лет работы оставались в очень неплохом техническом состоянии, гораздо лучше, чем вагоны той тыже модели после эксплуатации в Киеве, но без надлежащего технического обслуживания.


Вагоны модели "Татра-Т6В5" поставлялись в Киев с 1985 по 1994 год. Сейчас из 79 имеющихся вагонов технически исправны лишь 32.

Таким образом, для подрядчика оказалось дешевле купить списанный вагон в Праге или другом городе бывшей Чехословакии, слегка подремонтировать его, перестроить его ходовые тележки на колею 1520 мм, чем капитально ремонтировать вагон того же возраста, но прошедший 25-30 лет и более работы в Киеве, но без серьезных капитальных ремонтов. При этом подрядчик брал на себя все расходы по доставке и таможенному оформлению закупленных им подержанных вагонов.

Ситуация несколько изменилась после того, как по такой же "схеме" было "отремонтировано" десять вагонов модели "Татра-Т6В5". Их КЗЭТ "заменил" на такое же количество вагонов другой модели - "Татра-Т6А5", которые отличаются чуть меньшей вместимостью, меньшими габаритами. Однако, они более новые - выпущены не в конце 1980-х, а в середине 1990-х". Пока что таких вагонов закуплено под видом "ремонта" лишь десять единиц, из которых испытывается лишь один. Еще шесть вагонов уже поставлены. 


Трамваи "Татра-Т6В5" в процессе капитального ремонта заменяют на более новые пражские вагоны модели "Татра-Т6А5", отличающиеся чуть меньшей вместимостью и слегка отличающимся дизайном.


Тендеры на ремонт (замену) киевских трамваев с 2012 по 2018 гг. - по датам объявления тендеров:

29 августа 2012 г.  - 5 трамваев "Татра-Т3" за 4,914 млн. грн. или  по 982 тыс. грн. за вагон (примерно 120 тыс. долларов за вагон).
21 марта 2013 г. - 15 вагонов "Татра-Т3" за 14,742 млн. грн. или по 983 тыс. грн. за вагон (примерно по 120 тыс. долларов за вагон).
19 марта 2013 г. - 15 вагонов "Татра-Т3" за 14,742 млн. грн. или по 983 тыс. грн. за вагон (примерно по 120 тыс. долларов за вагон), заказ позже сокращен до 11 вагонов.
3 марта 2015 г. - 34 вагона "Татра-Т3" за 43,656 млн. грн. или по 1,284 млн. грн. (примерно 80 тыс. долларов за вагон по среднему курсу 1:15).
25 ноября 2015 г. - 50 вагонов "Татра-Т3" за 74,48 млн грн. или по 1, 49 млн. грн. (примерно 60 тыс. долларов за вагон по среднему курсу 1:25).
30 августа 2017 г. - 1 вагон "Татра-Т3М" ("Татра-Т6В5") за 30 млн. грн. или по 2,29 млн. грн. за вагон (примерно 88 тыс. долларов за вагон).
23 марта 2018 г. - 10 вагонов "Татра-Т3М" ("Татра-Т6В5") за 27 млн. грн. или по 2,7 млн. за один вагон (примерно 103 тыс. долларов за вагон) - в процессе выполнения.


Таким образом, за период 2012-2018 гг. в Киев на основе фактических поставок подержанных трамваев из городов Чехии и Словакии закупили 147 вагонов. Из них "чистой" модели "Татра-Т3" - 10 единиц, модели "Татра-Т3SUCS", производившейся в 1980-е для Чехословакии - 130 единиц, "Татра-Т6А5" - 7 единиц. 

Средняя цена закупки такого вагона составила, примерно, от миллиона гривен и более или же от 60 тысяч долларов за один трамвай - в зависимости от текущего курса гривны к доллару и другим иностранным валютам. Это, в среднем, чуть больше, чем заплатила одесская мэрия при закупке 10 подержанных трамваев из Риги во второй половине 2015 года, которые обошлись по 994 тысячи гривен за вагон с учетом предпродажной подготовки.

Главным же результатом подобных достаточно массовых закупок подержанного подвижного состава для Киева следует признать существенное улучшение качества перевозок пассажиров на трамвайных маршрутов. Ведь, с учетом нынешнего количества подвижного состава, около трети всех трамваев были заменены на вагоны пусть и той же модели, но гораздо лучшего качества - как с точки зрения их технического состояния, так и надежности и безопасности.

comments powered by HyperComments