Электронный билет в транспорте Одессы: антимонопольный комитет уже ничего не имеет против
По его словам, спустя полгода с начала "трений", антимонопольщики начали получать необходимую информацию как о самом проекте по внедрению электронного билета, так и его деталях, источниках финансирования. После изучения всех документов, выслушав позицию руководства города, Одесское областное территориальное отделение АМКУ пришло к выводу о нецелессобразности блокировки реализации проекта, отметил Дмитрий Корчак.
Говоря о причинах возникновения трений между антимонопольщитками и городскими властями, главный антимонопольщик области напомнил о том, что согласно законодательству, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в АМКУ информацию о проводимых конкурсах. Именно это не было сделано в ходе реалиации проекта по внедрению электронного билета. По словам Дмитрия Корчака, о проведенном конкурсе и его победителе в Антимонопольном комитете узнали из сообщений в средствах массовой информации. "Естественно, мы заинтересовались происходящим, ведь о конкурсе нас никто не уведомил. И каково было наше удивление, когда мы узнали, что в мэрии существует рабочая группа по внедрению электронного билета, которая без нашего ведома провела уже два совещания", - подчеркнул он. Именно это спровоцировало разбирательство, а "трения" между городом и АМКУ затянулись на полгода, отметил Дмитрий Корчак
Напомним, 17 декабря 2016 года Верховная Рада Украины приняла закон о внедрении автоматизированных систем учета проезда в городском пассажирском транспорте (электронного билета). На его основании, в 2017 году Одесский исполком утверждает проект решения "О внедрении автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования г. Одессы". Над проектом работали компания "ГЕРЦ" и завод "Телекарт-прибор". По прозвучавшим тогда словам мэра Геннадия Труханова, предложенный Одессой проект внедрения электронного билета, гораздо интересней, чем варианты Львова или Винницы. Кроме того, он будет финансироваться не за счет кредита, как в других городах, а за счет собственных средств города.
Внедрить электронный билет инвестор собирается за 2,5 года, вложив в это 8-9 миллионов евро. За реализацию проекта "Одесская городская карта" хочет получать 9,75% от выручки за проезд. Такие высокие, по сравнению с другими городами Украины комиссионные, инвестор обосновал тем, что все оборудование будет закупаться за его счет, проект содержит множество рисков, да и вообще, речь идет не просто о безналичной оплате за проезд, но и о переформатировании системы общественного транспорта города в целом. Через 12 лет управление системой должно перейти городу.
Проект предусматривает, что электронный билет должен быть внедрен во всем городском транспорте и определяет его текущее минимальное количество: 145 трамваев, 88 троллейбусов, 1171 автобус, всего 1404 единицы. Это количество подвижного состава может быть пересмотрено в большую или меньшую сторону. Электронный билет должен предусматривать автоматическое перечисление суммы компенсаций перевозчикам за проезд льготных категорий пассажиров.
Стоимость внедрения электронного билета в Одессе рассчитывалась в 2017 году муниципальным департаментом экономического развития исходя из усредненного тарифа на проезд в городском транспорте в 4 гривны (3 грн. - электротранспорт, 5 грн. - частные перевозчики на автобусах). В итоге она составляет для инвестора порядка 300 миллионов гривен - примерно столько, сколько планировалось ранее для внедрения электронного билета за бюджетный счет.