В Запорожье капитально восстанавливают старые трамваи
Чешские трамваи восстановлены силами трамвайного депо КП «Запорожэлектротранс» за средства, выделенные из бюджета города. В этом году выполнены капитально-восстановительные ремонты уже четырех трамвайных вагонов чешского производства.
Кроме капитальных ремонтов в Запорожье с прошлого года начали собирать трамваи на основе тележек вагонов «Tatra T3SU», а также заново изготовленных кузовов и современной силовой электроники. Кузова этих трамвайных вагонов производит завод «Строймаш» из Калуша на Прикарпатье, а «начиняет» их современной электроникой киевская фирма «Политехносервис». Окончательная сборка и регулировка вагонов производится силами трамвайного депо Запорожья, а процесс сборки проходит по одесскому образцу.
Стоимость капитально-восстановительного ремонта трамвая «Tatra T6B5» составляет около 1 млн. грн. Ее озвучил директор запорожского трамвайного депо Геннадий Храпач. По его словам проведены дефектовка и усиление металлоконструкции кузова, капитальный ремонт тележек с заменой агрегатов, заменена обшивка салона и сидения. Трамваи также получили электронный маршрутоуказатель.
По словам Геннадия Храпача предприятие приступает к сборке еще одного частично низкопольного трамвая на основе нового кузова и электрооборудования. Кроме того ведутся работы по адаптации к путям шириной 1524 мм вагонов «Tatra KT4DtM», которые прибыли в Запорожье из Берлина. Кроме этого планируют перекрасить берлинские вагоны. В ближайшее время двухсекционные вагоны из Германии выйдут на линию.
Бывший директор КП «Львовэлектротранс» Михаил Сыдорович считает капитально-восстановительный ремонт трамвайных вагонов «Tatra T6B5» и «Tatra KT4» одним из самых эффективных методов обновления трамвайных парков городов Украины. «Чешские трамваи, которые выпускали в 1970-80-е города имеют очень хорошие кузова. Они могут служить очень долго, если во время КВР из хорошо восстановить, усилить и дать им ресурс еще на 10 лет. Особенно ценны вагоны с тиристорной системой управления. Хотя она уже не молода, однако весьма простая и поэтому надежная. Такие вагоны потребляют значительно меньше электроэнергии. На реостатных вагонах с хорошими кузовами нужно менять силовую электронику. Ускорители – это анахронизм», – считает Михаил Сидорович.
Кстати, Запорожье будет первым городом Украины, который будет эксплуатировать трамваи «Tatra KT4» на широкой колее 1524 мм. Интересно, что в начале 1980-х годов один из винницких вагонов КТ4 проходил испытания в Одессе на широкой колее 1524 мм., однако в свое время одесситы отказались от таких вагонов и «гармошка» вернулась в Винницу.
В Украине вагоны КТ4 эксплуатировались во Львове с 1976 года, в Виннице и Житомире с начала 1980-х годов, в Евпатории – с 1987 года - везде на узкой колее 1000 мм. В 2000-х годах в Виннице несколько вагонов было модернизировано с установкой тиристорно-импульсной системой управления тяговым электроприводом. В 2016-7 году во Львове провели капитально-восстановительный ремонт 6 вагонов этой модели, однако без замены системы управления тяговым электроприводом.
В 2018 году Львов и Запорожье приобрели 30 и 12 вагонов «Tatra KT4DM» из Берлина. Различие львовских и запорожских вагонов в том, что у львовских вагонов система управления фирмы AEG, а у запорожских – чешского производства. Все они прошли глубокую модернизацию на заводе в Бауцене. Кроме украинских городов берлинскими КТ4 «отоварилась» и румынская Орадя, которая уже эксплуатировала такие вагоны, однако с реостатной системой управления, а также Алматы в Казахстане (где трамвай уже закрыт, а вагоны проданы в Усть-Каменогороск) и российские Новосибирск и Ижевск.