Электронный билет в Одессе: город снова договаривается с инвестором
Процесс внедрения в одесском общественном транспорте электронного билета вчера, 11 сентября, в очередной раз обсудили на заседании комиссии горсовета по транспорту. Как отметила ее председатель Елена Фокина, на текущий момент уже согласовано 99% всех деталей проекта электронного билета. Тем более, что недавно антимонопольный комитет снял свои претензии по проведению конкурса на выбор инвестора для создания системы электронного билета.
Однако, возник еще один спорный момент. Городские власти посчитали, что 9,75% от выручки, которые получит инвестор в качестве своей прибыли за участие в проекте - это слишком много. И поэтому начался переговорный процесс между горсоветом и компанией "Одесская городская карта" об уменьшении этой доли. По словам Елены Фокиной, инвестор уже согласен уменьшить "свою" часть не менее, чем на 1%, но при некоторых условиях. Эти условия касаются компенсации оплаты проезда льготных категорий пассажиров, прежде всего - пенсионеров по возрасту.
В настоящее время льготами на проезд в Одессе граждане пользуются по двум основным критериям - на основе законодательства Украины и на основе решений городского совета. В первую категорию попадает сравнительно небольшое число ветеранов и участников войны, инвалидов, детей войны и так далее - всего не более 30-40 тысяч человек. К слову, по всей Одесской области имеется 112 тысяч тех граждан, кто имеет льготы согласно законодательству. Во вторую, в основном, попадают пенсионеры по возрасту, которых в Одессе насчитывается более 240 тысяч человек.
Государство с 2016 года не выплачивает компенсацию за проезд пенсионеров по возрасту и с 2018 года прекратило выплачивать компенсацию за проезд и других льготников. Вместо этого предложен вариант с монетизацией льгот - когда из государственного бюджета выделяются средства на ограниченное количество поездок в общественном транспорте льготным категориям граждан. Также местные власти имеют полномочия вместо монетизации самостоятельно принимать решение о сохранении льгот на проезд тем или иным категориям населения - но без четкого механизма компенсации их проезда перевозчикам.
Поскольку сейчас нет ни легального способа возместить муниципальным и частным перевозчикам стоимость проезда льготных категорий пассажиров, ни точно подсчитать их количество в транспорте, то в Одессе реализуется иной механизм. В качестве компенсации затрат коммунального перевозчика КП "Одесгорэлектротранс" на перевозку льготных категорий пассажиров и компенсации тарифа, предприятие получает финансовую помощь из городского бюджета, которая может расходоваться на выплату зарплаты и оплату коммунальных услуг. Также за счет городского бюджета закупается новый подвижной состав - например, троллейбусы в 2016 году, а также корпуса для сборки новых трамваев.
То есть, на данный момент инвестор внедрения электронного билета ожидает от города какого-либо внятного и прозрачного механизма компенсации проезда льготных категорий пассажиров. После чего снижает процент от сбора выручки, который идет ему в качестве прибыли, с изначальных 9,75% до 8,5% и менее. Скорее всего, будет избран тот или иной вариант полной или частичной монетизации льгот, начиная с 2019 года. "Принято решение о монетизации льгот. Потому предлагается внести изменения в тексте соглашения в части уменьшения процентной ставки инвестора и уменьшить ее" - заявил глава городского департамента транспорта Александр Илько.