Запорожье откажется от троллейбусов в пользу электробусов?
На данный момент в Запорожье сохранилось лишь 50 троллейбусов, их средний возраст составляет более 20 лет, то есть машины уже дважды выработали свой ресурс. Из них исправны 45 «рогатых», чего очень мало для такого города. Запорожские транспортники считают, что более выгодным вариантом является постепенный отказ от традиционных троллейбусов и переход к электробусам. В таком случае сократятся расходы на содержание тяговых электроподстанций, контактных и кабельных сетей. Кроме того, зарядку электробусов можно проводить в ночное время, когда тариф на электроэнергию значительно ниже.
В ближайшем будущем за средства кредитов европейских банков планируют приобрести 25 электробусов – Запорожье уже согласовало получение 16 млн. евро кредита от Европейского инвестиционного банка в рамках программы «Городской транспорт Украины». Кроме «чистых» электробусов с зарядкой в депо, вариант покупки троллейбусов с большим автономным ходом таки рассматривается. Однако по мнению чиновников троллейбусы с автономным ходом имеют тот недостаток, что заряда их аккумуляторов хватает как правило не более чем на 15 км., а стандартные маршруты составляют в Запорожье около 22 км.
Кроме планов закупки электробусов Юрий Папач и Александ Власюк рассказали о планах закупки за средства кредитов новых трамваев, а также о введении в Запорожье системы «электронного билета». Оператором системы автоматизированной безналичной оплаты может стать коммунальный центр диспетчеризации либо другое предприятие.
Отметим, что в Украине на маршрутах работает единственный электробус «Электрон» Е 191 во Львове. Его приобрели в конце 2015 года по цене почти 10 млн. грн. Изготовило электрический автобус местное СП «Электронтранс», а обслуживает троллейбусное депо – машина выезжает на троллейбусный маршрут № 9. Второй электробус, китайского производства сейчас тестируют в Виннице – китайцы представили его на выставке весной этого года и сертифицировали в Украине в конце лета. Стоимость китайского 12-метрового электробуса с запасом хода в 300 км. составляет около 320 тыс. долларов. Заявленная себестоимость километра пробега – 51 копейка. Кроме большого электробуса китайцы предлагают средний длинной 8,5 метров.
Несмотря на кажущиеся преимущества электробусов есть и другая сторона медали. Это – срок службы аккумуляторных батарей, а также проблемы с их утилизацией. Поэтому в городах, где троллейбусная сеть отсутствует, возможно и выгоднее использовать электрические автобусы. В городах с развитой троллейбусной инфраструктурой все же более логично использовать троллейбусы с большим автономным ходом и динамической зарядкой от контактной сети. Для примера, аналогичный троллейбус-электробус «Ursus E70110 «Ekovolt» создан совместно украинскими и польскими инженерами и эксплуатируется в Люблине. Кроме серийных троллейбусов с автономным ходом, которые производят в Днепре, силами «Одесгорэлектротранса» был построен электробус на основе чешского троллейбуса «Skoda 21Tr».