Во Львове на маршрут выехал первый трамвай из Берлина
К покупке модернизированных трамваев «Tatra» из Европы город шел больше года. Впервые о необходимости закупке модернизированных трамваев заявил летом прошлого года бывший директор «Львовэлектротранса» Михаил Сыдорович. Необходимость поставки трамваев «секонд-хенд», однако с современной начинкой он обосновывал как предельным износом электрооборудования старых трамваев «Tatra KT4SU» и экономией электрической энергии – трамваи с электронной тиристорной или транзисторной системой управления потребляют на 25 – 30% электричества меньше, чем их собратья, оборудованные реостатно-контакторной системой управления. Кроме того при торможении такие трамваи возвращают часть электрической энергии в контактную сеть. Кроме того, купить дополнительные трамваи Львову было необходимо потому, что в ноябре 2016 года во Львове открыли новую трамвайную линию в густонаселенный жилой массив «Сихов» – закупки семи новых вагонов «Электрон» оказалось недостаточно.
При выборе модели трамваев секонд-хенд ориентировались на то, чтоб приобрести трамваи той модели, которая эксплуатируется или эксплуатировались во Львове – основных вариантов было два: покупка трамваев «Tatra KT4DM» из Берлина, а также «Tatra T4DC» с прицепами «Tatra T4BC» из города Галле. У каждого варианта были свои преимущества и недостатки – трамвайных вагонов из Берлина было много и состояние их было близким к идеальному, однако вагоны были ширококолейными – на пути 1435 мм., вагоны Галле – это более старая модель, однако она тоже имеет достаточно современную электронику, кроме того, ширина колеи в Галле такая же как во Львове – 1000 мм.
Закупка трамвайного секонд-хенда достаточно долго обсуждалась во властных кругах Львова. Причиной этого было то, что во время предвыборной компании мэр Львова Андрей Садовой обещал закупать лишь новый пассажирский транспорт, имея в ввиду в первую очередь местного производителя – концерн «Электрон». Однако экономика таки взяла верх над политикой и в феврале 2018 года власти города объявили о закупке в Европе 50 трамваев.
К лету, правда, количество вагонов сократилось до 30 и стало ясно, что во Львов приедут лишь берлинские вагоны «Tatra KT4DM». Первые вагоны прибыли во Львов в конце июля этого года. Вопрос разницы ширины колеи решили перестановкой тележек – под вагоны установили тележки от списанных по состоянию электрооборудования и кузовов тележки, которые прошли капитально-восстановительный ремонт. Первые шесть тележек подготовили заранее, для следующих вагонов решили использовать электродвигатели, тормоза и другие детали от ширококолейных вагонов.
Правда, коммунальный «Львовавтодор» приподнес «Львовэлектротрансу» весьма неприятный «подарок»а – из за того, что проигнорировали требования «Правил размещения и оборудования остановок городского электро- и автомобильного транспорт», посадочные платформы оказались выше, чем первая ступенька трамвайных вагонов с изношенными бандажами. Это само по себе создавало неудобства даже для пассажиров трамваев с ширмовыми дверями «Tatra KT4SU» и «Tatra KT4D», а в случае использования трамваев с современными поворотно-раздвижными дверями, которые открываются наружу, эти двери могли быть повреждены при открывании. Трамваями и инфраструктурой решила заняться прокуратура, которая дала распоряжение органам национальной полиции начать следствие.
Однако не смотря на все пертурбации, сегодня первый вагон «Tatra KT4DM» вышел на маршрут № 3, так как на нем нет повышенных платформ. Водителем, который вывела на линию «берлинца» стала Наталья Кречковская. И хотя многие местные политики называли вагоны из Берлина, пассажиры высоко оценили европейский секонд-хенд. Многие даже думали, что это совсем новый вагон.
Три десятка трамвайных вагонов «Tatra KT4DM» обошлись Львову по цене чуть меньше 18 тыс. евро за трамвай. С учетом доставки и переоборудования цена вагона составила около 42 тыс. евро. Для закупки трамваев использовали остаток кредита ЕБРР, который город получил еще в начале 2010-х годов. Львов не единственный город Украины, который пополнил свой трамвайный парк берлинскими «Татрами» – 12 вагонов, однако немного другой модификации «Tatra KT4DtM» приобрело Запорожье, которое залатило за них 27 млн. грн.
Вагоны «Tatra KT4DM» - продукт глубокой модернизации трамвайных вагонов «Tatra KT4D», которые уже 10 лет эксплуатируються во Львове. В средине 1990-х годов они прошли глубокую модернизацию на специализированном заводе в Бауцене с заменой реостатно-контакторной системы управления тяговым приводом и мотор-генератора на одну из наиболее современных на тот момент систем управления на мощных полупроводниках и статический преобразователь фирмы «AEG». Также были заменены на более современные дверные приводы. Кабина водителя оборудована кондиционером. В начале 2010-х вагоны проходили повторную модернизацию с участием фирмы «Siemens», они могут работать в системах многих единиц (до трех вагонов).
В запуске вагонов из Берлина львовянам помогли специалисты КП «Днепровский электротранспорт» – в этом городе уже много лет эксплуатируют модернизированные трамвайные вагоны из Германии. Водители трамвая из Днепра обучали львовских коллег управлению новыми для них вагонами.
Как сообщал «Пассажирский транспорт», тележки для львовских трамваев будут ремонтировать в Харькове. Цена ремонта одной тележки по результатам тендера в системе «Прозорро» составила 580 тыс. грн. В тоже самое время, в 2016 – 7 годов «Львовэлектротранс» провел капитально-восстановительный ремонт 6 трамваев «Tatra KT4SU». В зависимости от технического состояния вагонов и использованной комплектации (часть вагонов получила новые пассажирские сидения и тепловентиляторы отопления салона) стоимость капитального ремонта составила от 600 до 750 тыс. гривен.