Как в 2018 году обновлялся общественный транспорт Львова

Антон Лягушкин  |  Четверг , 27 декабря 2018, 18:16
В этом году Львов стал одним из лидером транспортных закупок – его общественный транспорт в этом году пополнился 150 новыми низкопольными автобусами большого класса и 30 подержанными трамваями.
Как в 2018 году обновлялся общественный транспорт Львова

В этом году парк общественного транспорта столицы Западной Украины получил очень значительное пополнение – для Львовского коммунального автотранспортного предприятия № 1 приобрели 150 новых автобусов по лизинговой схеме, а трамвайный парк пополнился 30 «бэушными» трамвайными вагонами «Tatra KT4DMod» из Берлина. Это самые масштабне закупки общественного транспорта во Львове за все годы независимости, а возможно – за всю историю существования общественного транспорта в городе.


 

Трамваи


Первые "пришельцы" из Берлина в трамвайном депо Львова. Фото Андрея Василюка.

История с закупкой берлинских трамвайных вагонов для Львова началась еще в средине прошлого года. После запуска трамвайной линии на Сихов стало ясно, что того количества исправных трамваев, которое было в городе недостаточно для эффективного обеспечения работы всех трамвайных маршрутах. Приобретенные в 2016 году за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития, помощи из государственного бюджета, а также местного взноса 7 трехсекционных трамваев «Электрон» как говорится, «погоды не сдалали». И хотя к ним в 2016 году добавилось четыре трамвайных вагона, восстановленных силами ЛКП «Львовэлектротранса», этого количества все равно не хватало.

Именно поэтому летом 2017 года тогдашний директор «Львовэлектротранса» Михаил Сидорович озвучил планы закупки в городах Европейского союза 40 трамваев, которые прошли глубокую модернизацию. Сидорович предлагал для города приобрести трамваи, оснащенные современной системой управления тяговым электроприводом, которые были бы не только более надежными, чем трамваи с реостатно-контакторным тяговым электроприводом, но и потребляли значительно меньше электроэнергии. Кроме закупки «бэушных» трамваев также планировали начать модернизацию старых львовских вагонов «Tatra KT4SU» с установкой новой транзисторной системы управления тяговым електроприводом украинского производства, а в перспективе – с установкой третьей низкопольной секции.


Первый выезд "берлинца" из депо на обкатку. Фото Данилы Васильчака.

Предложение о закупке «нового-старого» электротранспорта из Европы обсуждалось почти полгода. Окончательно решение о закупке «бэушных» трамваев было принято в начале 2018 года. Изначально сообщалось, что город закупит около полусотни трамваев.

В качестве наиболее оптимальных вариантов рассматривались поставки модернизированных в конце 1990-х годов трамваев «Tatra KT4DM» из Берлина, а также вагонов «Tatra T4DC» из Галле. Оба варианта имели свои плюсы и минусы. Вагоны из Берлина были более вместительными и более современными, однако они были рассчитаны на эксплуатацию на широкой европейской колее 1435 мм. Вагоны из Галле, хотя и были менее вместительными и более старой модели, однако они были рассчитаны на узкую львовскую колею 1000 мм. Закупать «бэушный» транспорт решили за средства остатка кредита Европейского банка реконструкции и развития, который предприятие получило еще в конце 2000-х годов, однако так и не использовало на реконструкцию трамвайного депо № 2 на Подзамче.


Трамвай "Tatra KT4DMod" на конечной трамвайного маршрута № 3 в первый день эксплуатации - 18 сентября 2018 года. Автор фото - Данила Васильчак.

В конце концов решили закупать только трамваи из Берлина. С их собственником – оператором общественного транспорта Берлина компанией «BVG» достигли договоренности о покупке трамваев без посредников – процедура закупок Европейского банка реконструкции и развития допускает возможность закупки техники у одного поставщика. Берлинская транспортная компания продала Львову 30 трамвайных вагонов по весьма низкой цене – один вагон в Берлине купили менее чем за 18 тыс. евро. С доставкой, растаможкой и переоборудованием тележек один трамвайный вагон, по словам заместителя директора Департамента жилищного хозяйства и инфраструктуры Львовского горсовета Андрея Белого, обошелся Львову по цене около 42 тыс. евро.

Первые три вагона из Берлина прибыли во Львов в конце июля 2018 года. После переоборудования и мелкого ремонта силами Вагонно-ремонтных мастерских «Львовэлектротранса» первый трамвайный вагон «Tatra KT4DMod» вышел на третий трамвайный маршрут во Львове в средине сентября 2018 года.


Встреча "немцев" на конечной 3-го трамвайного маршрута. Фото Андрея Василюка.

И хотя на этапе закупок трамвайных вагонов в местных СМИ появлялись сообщения, что мол закупили негодный металлолом, критика «бэушных» трамваев прекратилась после того, как они вышли на лини.

Все 30 трамвайных вагонов из Берлина «Львовэлектротранс» получил в ноябре текущего года. Уже девять вагонов прошли переоборудования и перевозят пассажиров. Узкоколеные тележки под берлинские вагоны взяли от негодных старых трамвайных вагонов «Tatra KT4SU» – в 2018 году во Львове списали 18 старых трамваев, у которых вышло из строя электрооборудование либо они попали в серьезные ДТП. Еще некоторое количество тележек от списанных вагонов находилось на територии трамвайного депо. Базовые детали тележек проверили и отремонтировали, кроме того тележки оборудовали деталями и узлами от ширококолейных тележек из Берлина.


 

Автобусы

Что до автобусов, то 150 новых низкопольных автобусов приобрели по лизинговой схеме украинского государственного «Укргазбанка». Из полуторасотни автобусов 100 – это автобусы белорусского производства МАЗ203.069, еще 50 – автобусы львовского производства «Электрон» А185. Изначально кроме варианта покупки белорусских автобусов МАЗ рассматривали также вариант закупки турецких автобусов «Temsa», однако белорусский производитель предложил очень низкую цену автобуса – всего 122 тысячи евро, поэтому выбрали именно предложение «сябров».


Автобус МАЗ203.069 на 29-м автобусном маршруте во Львове. Фото Антона Абрамова.

Что до местного производителя, то с ним «сторговались» о цене в 147 тысяч евро за один автобус. Эта цена выше не только той, по которой практически аналогичные автобусы предложил белорусский производитель, но и выше чем та, по которой в конце 2017 года продал Ивано-Франковску шесть автобусов большого класса «Богдан Моторс». Столица Прикарпатья, напомним, смогла приобрести автобусы «Богдан» А701.32 по цене 3,9 млн. грн. за машину.

Поставки автобусов для Львовского коммунального автотранспортного предприятия № 1 начались в сентябре 2018 года. В начале планировалось, что автобусы местного производителя будут поступать по следующему графику: в сентябре – 5 автобусов и по 15 автобусов в последующие месяцы. Однако, первые автобусы «Электрон» ЛК АТП№ 1 получило только в ноябре 2018 года. По состоянию на 20 декабря автопредприятие уже получило все 100 автобусов МАЗ и 31 автобус от местного производителя. На «Электроне», правда, обещали, что все 50 автобусов доставят до конца года.


Автобус "Электрон" А185 на автобусном маршруте № 16 во Львове.


 

Троллейбусы

Что до троллейбусного парка, то к сожалению в 2018 году его обновили только за счет проведения капитально-восстановительного ремонта троллейбусов «Skoda 14Tr». Во время капитально-восстановительного ремонта во Львове троллейбусы проходят капитальный ремонт кузова, во время которого заменяют все дефектные части металлоконструкции, частично модернизируется низковольтное электрооборудование с установкой статического преобразователя, заменяют токосьемные штанги. Троллейбус получает обшивку из алюмокомпозита, панорамные вклеенные тонированные окна. Часть троллейбусов оснащены электронными маршрутоуказателями, которые разработали на самом предприятии. Во время КВР полностью обновляют интерьер салона троллейбуса с установкой новых полумягких сидений. С начала 2018 года силами троллейбусного депо восстановили уже 4 троллейбуса. Еще две машины находится в капитально-восстановительном ремонте.

Отметим, что у Львова была возможность закупить некоторое количество «бэушных» троллейбусов – купить у нее троллейбусы Львову предлагала рижская компания. Речь шла о троллейбусах чешского производства «Skoda 14Tr» и «Skoda 15Tr», однако от такой закупки отказались. Был также вариант закупки троллейбусов «Skoda 21Tr» из чешского города Пльзеня.


Троллейбус "Skoda 14Tr" № 518 после капитально-восстановительного ремонта в троллейбусном депо Львова. Фото Романа Зарумы.


 

Планы на 2019-й

Значительные поставки нового общественного транспорта ожидают Львов и в 2019 году. В частности, уже пройдены основные процедуры по тендеру на закупку 50 новых 12-метровых троллейбусов за средства кредита Европейского банка реконструкции развития. Этот тендер был объявлен в сентябре 2018 года. Правда, из-за того, что Львов выставил очень жесткие финансовые требования к поставщику, даже несмотря на продление срока подачи заявок до 21 ноября (изначально – до 5 ноября), украинские производители троллейбусов в основном не приняли участия в этом тендере – единственная заявка на участие в тендере поступила от консорциума в составе местного концерна «Электрон» и его дочерней компании ООО «СП «Электронтранс». Отметим, что согласно с процедурой тендеров Европейского банка реконструкции и развития, тендер состоится даже при наличии одного поставщика, его проведение омрачено несвоевременной поставкой для другого коммунального перевозчика Львова автобусов. Так или иначе, но через неделю после раскрытия тендерных предложений директор «Львовэлектротранса» Олег Береза, который возглавлял предприятие с начала 2018 года, написал заявление об увольнении.

Кроме того начаты предварительные тендерные процедуры по закупке в 2019-20 годах 10 новых трамваев. Согласно имеющимся данным, речь идет о низкопольных трамвайных вагонах длинной около 30 метров. Средства на закупку этих трамваев в рамках программы «Городской транспорт Украины» выделяет Европейский инвестиционный банк – 12 млн. евро.

Еще 12 млн. евро от Европейского инвестиционного банка Львов планирует потратить на покупку еще 100 городских автобусов большого класса. Правда, цены большинства украинских производителей таковы, что городу придется частично профинансировать эту закупку из бюджета либо искать другого кредитора.

Правда, несмотря на закупки новой техники, количество подвижного состава на маршрутах увеличилось не очень значительно. В первую очередь это связано с недостатком водителей. С приходом новых МАЗов и «Электронов» улицы Львова практически покинули автобусы Львовского автобусного завода, закупленные в 2009-11 году. Что до трамваев, то ввели в эксплуатацию 9 «берлинцев», в то же время из-за неисправностей остановилось более полутора десятков старых вагонов.

comments powered by HyperComments