В Луцке хотят восстановить самый старый в городе троллейбус ЗиУ

Четверг , 10 января 2019, 08:25
На сайте местных петиций транспортный фанат из Луцка Юрий Лисничук зарегистрировал петицию о восстановлении ретро троллейбуса.
В Луцке хотят восстановить самый старый в городе троллейбус ЗиУ

«В Луцке в нерабочем состоянии находится уникальный троллейбус модели ЗиУ-682 с бортовым номером 62, выпущенный в 1978 году. Это старейший линейный троллейбус в городе и один из старейших в Украине. Является первым представителем этой модели в Луцке (до этого в город поставлялись троллейбусы «Киев – 6» и «Skoda 9Tr» – ред.), он участвовал в открытии многих новых троллейбусных линий.

Старейший в Луцке троллейбус ЗиУ-682В № 62 (1978 года выпуска) в последние дни работы на линии. 2013 г. Автор фото TFA.

Во многих европейских городах есть транспортные музеи с ходовыми экземплярами. Луцкий троллейбус (ЗиУ-682 – ред.) № 115 пополнил такой музей в городе Гдыня.

Считаю, что необходимо сохранить и восстановить троллейбус № 62, в салоне разместить исторические материалы и проводить экскурсии по городу.

Любители электротранспорта из других городов Украины готовы помочь в восстановлении этого троллейбуса», – написал в петиции к Луцкому городскому совету транспортный фанат Юрий Лисинчук. Подписать эту петицию могут и жители других городов Украины – для этого нужно перейти по этой ссылке и воспользоваться одним из вариантов регистрации на сайте местных петиций. Для того, чтоб петицию рассмотрел Луцкий городской совет нужно чтоб она собрала не менее 300 подписей на протяжении 13 дней.

Луцкий троллейбус ЗиУ-682В выпущен в январе 1978 года, ему исполнилось 40 лет. Последний раз капитальный ремонт «рогатый» проходил в 2004 году. С 2013 года находится на консервации, а если точнее – стоит и ржавеет на территории троллейбусного депо Луцка.

Последний луцкий линейный троллейбус «Skoda 9Tr19» за год до утилизации. Эта машина 1974 года была интересным экспонатом, однако была порезана на металлолом в конце 2015 года. Автор фото - Юрий Лисинчук.

Несколько годами ранее в Луцке был утилизирован другой уникальный троллейбус – «Skoda 9Tr19» № 34 1974 года выпуска. Луцкая «девятка» проработала на линии до 2011 года. После четырехлетнего простоя машина была порезана на металлолом в декабре 2015 года. Это случилось после очередной смены руководства Луцкого предприятия электротранспорта – ему нужны были средства, вот исторический троллейбус и был сдан на металлолом. У Луцка правда, еще есть шансы сохранить чешский троллейбус - все еще на ходу техничка «Skoda 9Tr19» № 49.

Старейший на данный момент луцкий троллейбус - "техпомощь" № 49. Автор фото - Юрий Лисинчук.

Как сообщают луцкие СМИ, руководство «Луцкого предприятия электротранспорта» воспринимает идею восстановления ретро-троллейбуса более чем холодно. По словам директора «ЛПЕ» Владимира Пуца, у предприятия нет возможности восстановления ретро-троллейбуса, кроме того вопрос превращения троллейбуса в музей предприятию не интересен. Автор петиции говорит, что у него есть спонсоры, готовые пожертвовать в восстановление троллейбуса не менее 3 тысяч долларов.

Исторический трамвай "Gotha T59E" № 002 перед началом восстановления - этот трамвайный вагон удалось восстановить благодаря сотрудничеству общественных активистов и сотрудников трамвайного депо. 2014 г. Автор фото - Владимир Караим.

«Восстановление ретро-техники – процесс трудный и неблагодарный. В основном властям и бизнесу ретро-трамваи и ретро-троллейбусы не интересны. Если что-то и начинать делать, то нужно надеяться в первую очередь только на себя, своих друзей и настоящих фанатов. Если у восстановления ретро-автобусов есть определенные финансовые перспективы, так как их можно выкупить а далее эксплуатировать по собственному усмотрению, то что до ретро-электротранспорта, то все тут зависит от руководства электротранспортных предприятий, если мы хотим иметь ходовой музейный транспорт. К сожалению, руководство электротранспортных предприятий городов Украины часто меняется, а с ним – и взгляды на ретро-технику», – рассказывает Дмитрий Янкивский, участник восстановления ретро-трамвая «Gotha T59E» во Львове, а ныне инженер «Львовэлектротранса». По словам Дмитрия даже те, кто называет себя фанатами электротранспорта, в основном готовы помочь в реконструкции ретро-транспорта только на словах. Деньгами и работой готовы присоединиться к восстановлению ретро-электротранспорта единицы.

Львовский ретро-трамвай "Gotha T59E" № 002 после восстановления в 2015-6 году силами общественных активистов и работников трамвайного депо. 2018 г. Автор фото - Роман Зарума.

«В зависимости от того, есть ли готовность помогать (или, по крайней мере, не мешать) со стороны руководства предприятия, срок восстановления ретро-техники может составлять в зависимости от состояния машины, от нескольких месяцев до нескольких лет. Мы во Львове, для примера, занимались восстановлением ретро-трамвая почти год – руководство трамвайного депо хотя и помогало, все ж оно не могло «снять» рабочих на восстановление ретро-техники с ходовых трамваев. Нам повезло, что рама трамвая и кузов в основном находились в хорошем состоянии, но надо понимать – наше восстановление трамвая – это типа среднего ремонта. Что до троллейбусов ЗиУ-682, то, как правило, такие машины имеют коррозионные повреждения несущих конструкций рамы кузова. Поэтому тут нужна работа профессионалов, а не любителей. И без помощи депо не обойтись. Замечу, что в Житомире успешно восстанавливают такие машины», – говорит Дмитрий Янкивский.

Старейший в мире троллейбус ЗиУ-682В № 2018 после капитально-восстановительного ремонта в троллейбусном депо Житомира. 2017 г. Автор фото - Тарас Коротун.

Есть, правда, в Украине случаи счастливого восстановления ретро-техники. К примеру, в Черновцах в качестве экскурсионного практически в первозданном виде восстановили троллейбус «Skoda 9Tr» № 208, а в Житомире вернули жизнь нескольким собратьям луцкого ЗиУ-682. К примеру, в 2016-7 году в местном троллейбусном депо вернули к жизни тролейбус ЗиУ-682В № 2018 1977 года выпуска. В 2015 году был восстановлен еще один ретро-троллейбус Житомира – № 2209, выпущенный в 1979 году.

Еще один житомирский троллейбус-ветеран после капитально-восстановительного ремонта в депо. 2015 г. Автор фото - Тарас Коротун.

Будем надеяться, что луцкий троллейбус-ветеран таки будет восстановлен и станет передвижным музеем электротранспорта Луцка.

comments powered by HyperComments