Проект электронного билета для общественного транспорта Одессы изменили

Среда , 13 февраля 2019, 12:03
Постоянная депутатская комиссия по вопросам транспорта, дорожного хозяйства, связи и морехозяйственного комплекса Одесского городского совета вчера рассмотрела и одобрила проект инвестиционного договора о внедрении в Одессе электронного билета.
Проект электронного билета для общественного транспорта Одессы изменили

Вчера на заседании постоянной депутатской комиссии Одесского городского совета по вопросам транспорта, дорожного хозяйства, связи и морехозяйственного комплекса презентовали и обсудили проект инвестиционного договора о внедрении в Одессе электронного билета в общественном транспорте. Внедрять электронный билет будет ООО «Одесская городская карта», учредителями которой являются группа компаний «ГЕРЦ», а также завод «Телекарт-Прибор».

После длительных переговоров между городскими властями и инвестором, последний согласился, что за предоставление услуг безналичного расчета за проезд в городском транспорте он будет на протяжении 12 лет получать около 8,5% от всей выручки в транспортных средствах, оборудованных устройствами для считывания электронного билета – валидаторами. В результате внедрения электронного билета, власти Одессы смогут получить точный учет всех категорий пассажиров (тех, которые оплачивают проезд и различных льготников). Кроме того, система будет поддерживать возможность он-лайн наблюдения за движением общественного транспорта.

После внедрения электронного билета, в общественном транспорте за проезд можно будет оплатить несколькими способами – с помощью специальной карточки (собственно «электронного билета»), телефона или бумажного билета, купленного в специальном терминале.

Изначально компания-инвестор в качестве платы за реализацию проекта планировала получать 9,75% от всей выручки в транспорте, оборудованном валидаторами. Однако после переговоров с властями инвестор согласился, что он будет получать 8,25% от выручки электротранспорта и 8,75% от выручки в частных автобусах. По словам директора ООО «Одесская городская карта» Александра Малина, если частный перевозчик самостоятельно приобретет валидаторы, то он получит скидку на 2% – соответственно оператор электронного билета будет получать не 8,75% от выручки, а 6,75%.

Основная разница новой системы оплаты проезда, которую планируют внедрять во Одессе состоит в том, что после внедрения электронного билета перевозчики будут получать оплату за свои услуги не в зависимости от количества перевезенных пассажиров, а в зависимости от транспортной работы (суммарного пробега транспортных средств на маршрутах) и ее качества (точность выполнения расписания). Это, по мнению чиновником мэрии и некоторых экспертов, позволит повысить качество услуг и будет стимулировать перевозчиков выполнять все рейсы, включая и те, которые перевозят мало пассажиров.


 

Внедрять систему электронного билета в Одессе планируют постепенно – первые несколько месяцев уйдут на адаптацию, тестирование и наладку системы – за это время одесситы будут привыкать к новой системе оплаты проезда.

Внедрение электронного билета в Одессе коснется не только собственно оплаты проезда пассажирами. От перевозчиков будут строго требовать соблюдения графиков движения. Поэтому весь общественный транспорт Одессы оснастят GPS-трекерами, которые позволят в реальном времени следить за его маршрутом и графиком движения. Еще одна новинка – собственники частных автобусов после внедрения электронного билета будут получать фиксированный доход, который будет зависеть не от количества пассажиров, а от пробега транспортных средств на маршрутах. Остальные средства будут уходить в бюджет города. По мнению чиновников такая новация позволит убрать «гонку за пассажиром».

В Одесской мэрии не исключают, что многим частным перевозчикам не понравится новая система оплаты проезда и они могут покинуть рынок. Об этом в частности говорил руководитель транспортного департамента Александр Илько:

«Не исключено, что в перспективе количество перевозчиков, которые захотят работать по такому алгоритму, может будет и меньше, но тем не менее, компании, которые захотят работать в дальнейшем – это серьезная возможность, помимо финансового планирования, производить в дальнейшем капитализацию, приобретать новый подвижной состав, потому что у предприятия уже появляется определенная финансовая история», – сказал главный транспортник Одессы.

Внедрение электронного билета в Одессе будет проходить за пять этапов, длиться оно будет около полутора лет. Сначала валидаторы появятся в одесских трамваях и троллейбусов – это позволит провести анализ пассажиропотока КП «Одесгорэлектротранс». После этого валидаторы также появятся в городских частных автобусах. Для покупки одноразовых билетов или специальных проездных карт на улицах Одессы появятся специальные стационарные терминалы – в них можно будет купить проездные документы за наличные. Кроме этого оплатить покупку электронных билетов можно будет и перечисляя средства с банковской карты.

Сами валидаторы, которые будут считывать транспортные карты, штука не дешевая. По словам руководителя компании-инвестора стоимость одного валидатора составит около 1000 евро. Их планируют установить около каждой двери транспортного средства – то есть по три валидатора на трамвай или троллейбус. Для обеспечения стойкости устройств против хулиганов и вандалов, вадидаторы будут снабжены ударопрочным корпусом и антивандальным стеклом.

На последнем этапе внедрения электронного билета, по словам чиновников, по результатам подсчета пассажиропотоков пройдет оптимизация маршрутной схемы в Одессе.

Заметим, что проект инвестиционного договора понравился далеко не всем. В частности претензии были у депутата Вадима Терещука и общественника Петра Обухова

«Необходимо заложить механизм, который бы, при поднятии ставки, при поднятии оборота, при поднятии стоимости проезда, вознаграждение оператора падало бы пропорционально», – считает Вадим Терещук.

«Получается, что на части маршрутов оператор будет собирать свои 8,75% с билетов, а часть оставшихся денег выплачивать перевозчику на оплату совершенных рейсов. Но куда будут уходить оставшиеся после этого деньги, неясно. То есть на популярных маршрутах из-за этих остатков по факту фирма сможет получить гораздо больше 8,75%. Кроме того, в договоре есть забавный пункт, который говорит, что эта ситуация должна быть урегулирована дополнительными договорами. На мой взгляд, это неправильно, и нужно прямо прописать, что все эти остатки оператор электронного билета по итогам месяца или квартала обязан перечислять мэрии», – сказал Петр Обухов.

После обсуждения на депутатской комиссии, проект инвестиционного договора по внедрению электронного билета должен пройти изучение и быть одобрен Европейским банком реконструкции и развития, как основным кредитором КП «Одесгорэлектротранс». По словам некоторых экспертов, ЕБРР откажется согласовывать проект в том виде, в каком он был вчера представлен депутатам профильной комиссии. Как будет на самом деле – узнаем в начале весны, когда Одессу посетит делегация Европейского банка реконструкции и развития.

Согласно с планами внедрения электронного билета, после того, как проект инвестдоговора одобрят эксперты ЕБРР, его должен будет утвердить на сессии Одесский городской совет.

По материалам «Думская» и «Первый городской». Источники фото – «Думская», Одесский городской совет.

comments powered by HyperComments