Во Львове платформы на трамвайных остановках приведут в соответствие с параметрами вагонов
В конце июля 2018 года во Львов начали прибывать трамвайные вагоны «Tatra KT4DM» из Берлина. Однако, буквально через несколько дней после прибытия первой партии трамваев, радость была омрачена неприятным известием: новые для Львова вагоны не смогут работать на ряде трамвайных маршрутов. Причина в том, что их двери имеют современные поворотно-сдвижные приводы (как у автобуса среднего класса «Атаман А092Н6») и открываются наружу, поэтому завышенные посадочные платформы на трамвайных остановках не дадут им открыться. Заметим, что поворотно-сдвижные двери, открывающиеся наружу, стали стандартом современных трамваев – винничане использовали поворотно-раздвижные двери в трамваях «VinWay».
Сначала все обвинения полетели в сторону руководства ЛКП «Львовэлектротранс»: не пожелавшие назвать свои имена «специалисты» НУ «Львовская политехника», заявили, что, мол, компания купила какие-то «не такие» вагоны, которые не подходят к чудесной львовской инфраструктуре. Прокуратура Львовской области даже открыла по факту закупки трамваев уголовное дело.
Первая во Львове остановка с повышенной платформой "Пригородный вокзал". Высота платформы на 8 сантиметров выше первой ступеньки трамвая. Фото - общественная организация "Зручне мисто".
Однако очень быстро оказалось, что закупленные вагоны – это те же самые трамваи «Tatra KT4», которые работают во Львове с 1976 года. Кроме современной «начинки» (электронной системы управления тяговым электроприводом), вагоны «Tatra KT4DM» отличаются только современным приводом дверей и отвечают всем требованиям государственных стандартов ДСТУ.
А вот посадочные платформы оказались такими, которые не отвечают требованиям Государственных строительных норм ГСН В.2.3-5:2001 «Улицы и дороги населенных пунктов». Вместо максимальной высоты в 300 мм., львовские платформы оказались высотой в 350-360 мм.
Высота посадочной платформы на реконструированной в этом году улице Лычаковской оказалась на 6 см. выше первой ступеньки трамвайного вагона. Что интересно - платформу достраивали уже после того, как вагоны из Берлина прибыли во Львов. Фото - общественная организация "Зручне мисто".
«В стандарте, который регламентирует конструкцию трамвайных вагонов, записано, что максимальная высота первой ступеньки трамвайного вагона должна составлять не более 360 мм. Однако, это высота первой ступеньки нового порожнего вагона без пассажиров. В процессе эксплуатации высота первой ступеньки вагона меняется.
Тележки трамвайного вагона имеют пружины, которые и гасят колебания при движении вагона. Однако, под нагрузкой от пассажиров в салоне, они оседают. Величина этой осадки – от 15 до 25 мм. в зависимости от типа вагонов.
Кроме того, колеса трамвайных вагонов – это сборная конструкция с напрессованным бандажом. Диаметр колеса вагонов «Tatra» с новым бандажом – 700 мм. В процессе эксплуатации бандажи изнашиваются. И чтоб они имели правильный профиль, их перетачивают. В зависимости от диаметра центров, изношенное колесо вагона может иметь диаметр или 610 или 630 мм. – за счет износа бандажей первая ступенька опускается на 45 или 35 мм.
Таким образом, полностью загруженный трамвайный вагон с максимально изношенными бандажами будет иметь высоту первой ступеньки около 290 – 300 мм.», – рассказывает инженер ЛКП «Львовэлектротранс» Дмитрий Янкивский.
Самые большие проблемы возникли на совмещенных трамвайно-автобусных остановках. Водители автобусов «Атаман А092Н6» не могли близко подъехать к платформам из-за открывающихся наружу дверей. Кроме того, первая ступенька автобусов оказалась намного ниже края платформы.
«При проектировании посадочных платформ на совмещенных трамвайно-автобусных остановках проектировщик не учел особенностей конструкции современных автобусов. Они не только очень часто имеют поворотно-сдвижные двери (в «Атаманах» использован привод европейской фирмы «Camozzi», которая поставляет дверные приводы многим производителям автобусов), но и по стандарту первая ступенька автобусов – это максимум 340 мм. от уровня дороги. Кроме того, современные автобусы имеют функцию «книлинга», т.е. наклона правой части кузова на 70 мм. Таким образом, высота первой ступеньки у них во время остановки – максимум 270 мм. Собственно поэтому в ГСН и была заложена норма высоты посадочной площадки для автобусных и троллейбусных, а также совмещенных остановок в 200 мм.», – говорит участник инициативы «Львовяне за электротранспорт» Юрий Каукалов.
Депутат Игорь Зинкевич, который занимается вопросами транспорта и инфраструктуры, говорит, что подавал в различные структуры городского совета запросы, по поводу проектирования и строительства платформ на трамвайных остановках.
«В конце концов я получил от Зализнычной районной администрации ответ о том, что первая во Львове повышенная платформа на остановке «Пригородный вокзал» была построена вообще без разработки проектно-сметной документации. Предприятие, которое эксплуатирует трамваи, то есть «Львовэлектротранс», вообще не спрашивали о том, какие должны быть платформы. А потом, построенную с нарушением ГСН и других нормативов остановку использовали как эталон для дальнейшего строительства остановок», – говорит Игорь Зинкевич. Депутат говорит, что он уже подал обращение в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, касающееся уточнения нормативов, касающихся обустройства остановок общественного транспорта – сейчас эти обращения рассматриваются в профильных научно-исследовательских институтов.
Наконец вопросом приведения в порядок трамвайных остановок занялись и в горсовете Львова – своим распоряжением № 89 от 6 марта 2019 года городской голова Львова Андрей Садовой создал рабочую группу «по упорядочению высоты платформ на трамвайных остановках», а которую вошли представители районных администраций, Управления транспорта и транспортных предприятий. Эта рабочая группа, как записано в тексте распоряжения, создана в связи с неоднократными жалобами жителей и коммунальных перевозчиков. Она должна наработать городские стандарты высоты платформ на трамвайных остановках.
«Мне кажется, что такая рабочая группа должна была быть создана еще до того, как началось строительство высоких посадочных платформ на остановках. Если уже есть коллизия в нормативах, все вопросы должны были быть решены еще до строительства остановок. Теперь возникает вопрос – за какие средства город будет переделывать остановки? Я считаю, что это должно быть сделано за счет тех, кто допустил нарушение ГСН», – говорит депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич.