В воскресенье Одесса отпраздновала 139-летие с дня запуска конного трамвая
Одесса была одним из наиболее прогрессивных городов современной Украины во второй половине ХІХ века. Еще в самом начале 1850-х годов одесские промышленники грезили постройкой железной дороги из Одессы. Однако получить «пальму» первенства в железнодорожном строительстве Одессе не удалось – первым городом Украины, который получил железнодорожное сообщение стал Львов, он опередил «Жемчужину у моря» на несколько лет… Третьим и четвертым городом Украины, в которые пришла железная дорога стали Ивано-Франковск и Черновцы.
Еще в конце 1870-х годов в Одессе назрела потребность в создании регулярного городского транспорта. Поэтому власти решили построить в городе линии конного трамвая. Договор с Бельгийским трамвайным обществом городская Дума Одессы подписывает 27 августа 1879 года. Этим договором предусматривалось постройка линий конного трамвая и их дальнейшая эксплуатация…
Первый маршрут конного трамвая в Одессе был торжественно запущен в эксплуатацию 7 июля 1880 года. Трамвайная линия проходила от улицы Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку, через Александровский парк к пляжу «Ланжерон»… Как и в случае с железной дорогой, Львов, находящийся под властью Австро-Венгерской империи стал таки первым городом в Украине, где открылась линия конного трамвая от вокзала до площади Мытной – «западная столица» Украины опередила Одессу в запуске конного трамвая всего на два месяца – конный трамвай с пассажирами во Львове поехал 1 мая 1880 года… Так что Одесса стала вторым городом Украины, в котором появилась линия конного трамвая – Киеву такого транспорта нужно было дожидаться еще 10 лет. На территории Российской империи Одесса стала третьим городом, в котором появился конный трамвай – опередили ее лишь тогдашняя столица империи Санкт-Петербурт и столица Польши – Варшава.
Вагоны конного трамвая были завезены в Одессу из Австро-Венгрии. Их построили на заводе в Праге. Пассажирам разрешалось ехать только сидя, стоять разрешалось лишь на задней площадке. Проезд в конке стоил 5 копеек, однако это тогда были очень большие деньги, поэтому проезд в конном трамвае могли себе позволить только состоятельные одесситы. Проезд на дачи и в курортную зону вообще стоил 10 копеек.
И если во Львове развитие конного трамвая ограничилось только двумя маршрутами, то в Одессе к 1888 году было уже 19 маршрутов конного трамвая. Их обслуживало депо на Куликовом поле, конюшни для лошадей были на Ботанической улице (между Канатной и Французским бульваром).
Конный трамвай был основным видом общественного транспорта в Одессе три десятилетия, даже после того, как появился трамвай паровой. Сдавать свои позиции конка стала только после того, как появился могучий конкурент в лице электрического трамвая…
Исторические фото – музей КП «Одесгорэлектротранс», Максим Коновалов.