Молодой архитектор предложил концепцию развития системы общественного транспорта Одессы
Молодой одесский архитектор Аркадий Шупляков разработал концепцию развития городского транспорта Одессы в которой центральную роль будут играть семь линий скоростного трамвая. Основой данного проекта является его дипломная работа, сданная в 2018 году и уже несколько устаревшая по некоторым цифровым показателям.
По словам Аркадия, сейчас общественный транспорт Одессы не является единой и целостной системой – автобусный транспорт дублирует маршруты электротранспорта и конкурирует с ним. Что касается сети трамвайных и троллейбусных маршрутов Одессы, то она охватывает далеко не все заселенные районы города. Аркадий Шупляков подсчитал, что за пределами зоны пешеходной доступности остановок общественного транспорта проживает около 150 тысяч одесситов. Большой проблемой является то, что для того, чтоб добраться из одной части города в другую одесситам необходимо совершать две и более пересадок между разными маршрутами и видами транспорта.
Аркадий Шупляков пишет, что по расчетам Всемирного банка для модернизации транспортной инфраструктуры и общественного транспорта Одессы необходимо потратить около 675 млн. евро, однако это нереальная для города сумма – ежегодно из бюджета Одессы на транспорт и инфраструктуру тратиться не более 19 млн. евро. Однако, "максимальная" сумма, обозначенная в отчете Всемирного банка составляет 625 миллионов, она разбита на несколько очередей по важности и простоте реализации. И, согласно анализу данного отчета от редакции "Пассажирского Транспорта", сумма вполне посильна при условии реализации предложенной транспортной реформы за примерно 10 лет с возможностью кредитования в европейских банках.
Разница между указанными автором проекта 675 миллионов и цифрой в отчете Всемирного банка в 625 миллионов объясняется стоимостью предусмотренных в проекте Шуплякова новых трамвайных линий.
Архитектор предлагает свою концепцию развития общественного транспорта Одессы. Центральным звеном пассажирской транспортной системы города должно стать 7 маршрутов скоростного трамвая, которые по характеристикам должны быть похожи на проект "магистрального трамвая" "Север-Юг", который уже реализуется. Эти маршруты должны пересекаться между собой, образовывая транспортно-пересадочные узлы, которые позволят совершать удобные пересадки не только между трамвайными маршрутами, но и между трамваями и другими видами городского транспорта.
Проект развития трамвайного движения, предлагаемый Аркадием Шупляковым, предусматривает строительство ряда новых трамвайных линий. В результате общая длина маршрутов скоростного трамвая составит около 240 километров. Исходя из интервала движения трамваев в 5 минут Аркадий рассчитал, что для обслуживания такой сети нужно будет как минимум 120 трамваев (на самом деле для такой сети количество трамваев должно быть гораздо больше – ред.). В таком случае, с поселка Котовского или Таирово до центра Одессы можно будет добраться за полчаса при средней скорости трамваев в 24-25 километров в час - или за час с небольшим через весь город.
Новые линии трамвая предполагается построить на поселке Котовсокого по улице Семена Палия (Днепропетровская дорога) с продолжением по Паустовского, на Черемушках по улице Генерала Петрова, во вновь проектируемом микрорайоне у аэродрома "Школьный" (соединив конечные остановки нынешних маршрутов №10 и №13), улице Базарной (взамен разобранной линии по Успенской) восстановить разобранную линию трамвая по Балковской.
Автор при этом не упоминает, что в настоящее время средняя скорость трамваев по основным маршрутам составляет около 16-17 км/час и лишь по линии "Север-Юг" среднюю маршрутную скорость в результате масштабной замены путей, организации движения и нового подвижного состава поднимут до 22,5 км/час.
Также на магистральных маршрутах интервалы движения, особенно в часы пик, должны составлять даже не 5 минут, а менее, доходя иногда до 2-3 минут при соответствующей вместимости вагонов. В настоящее время даже на имеющихся "нескоростных" маршрутах работают 140-150 вагонов ежедневно - но почти все они - одиночные вагоны сравнительно небольшой вместимости от 120 до 170 человек. Таким образом, предложенных 120 вагонов, даже сочлененных большой вместимости по 250-300 человек, явно будет мало для обслуживания семи скоростных маршрутов при условии сохранения также и "нескоростных" линий вроде маршрутов на Заставу-2, Хаджибейский лиман, Дачу Ковалевского, Молдаванку.
Магистральную трамвайную сеть, согласно проекту Шуплякова, должна дополнить густая сеть троллейбусных маршрутов. Кроме этого он предлагает запустить несколько маршрутов, которые будут обслуживаться электробусами. Кроме этого планируется сеть муниципальных автобусных маршрутов – они будут обслуживать те районы, где строительство сети электротранспорта либо невозможно, либо экономически неэффективно. При этом не учитывается современная тенденция развития наземного пассажирского автотранспорта, в котором классические автобусы и троллейбусы постепенно "сливаются" в одно целое - те или иные вариации электробусов. В таких условиях строительство новых линий троллейбуса представляется нерациональным, но эксплуатация уже существующей троллейбусной инфраструктуры является оправданной и необходимой - что подтверждают и выводы экспертов Всемирного банка.