В Харькове просят сохранить для истории троллейбус ЗиУ-9
Недавно «Пассажирский транспорт» писал про инициативу сохранить для истории старейший троллейбус ЗиУ-9 Запорожья с деповским номером 562, выпущенный в 1975 году. Аналогичную инициативу проявила и харьковчанка Светлана Росинская. На сайте Харьковского городского совета она зарегистрировала петицию с просьбой сохранить для истории один из троллейбусов ЗиУ-9 (ЗиУ-682).
«Троллейбусы ЗиУ-9 являются одними из самых распространенных в мире. Они просты в эксплуатации и ремонте, на них выучилось большое количество водителей. ЗиУ-6 переживали даже то, что не могли пережить некоторые современные троллейбусы.
По сей день они используются для перевозки пассажиров в нескольких странах, в том числе и в Украине. Эти троллейбусы представляют целую эпоху в транспортном обслуживании города, ведь они возят пассажиров уже более 45 лет. В Харькове таких троллейбусов с каждым годом остается все меньше, так как им на смену приходят новые. Это нормально, хотя для некоторых любителей ретро-техники – грустно.
Я прошу от имени всех неравнодушных бывших водителей ЗиУ-9 и любителей ретро-техники – сохранить хотя бы один такой троллейбус для истории. Либо в качества памятника, либо в качестве экскурсионного, как существует трамвай МТВ, который до сих пор радует многих любителей ретро-техники и просто харьковчан! Троллейбусы ЗиУ-9, за свой многолетний тяжелый труд, заслуживают того, чтобы их помнили, не только смотря на фото и видео», – написала Светлана Росинская в своей петиции к Харьковском городскому совету. Подписать эту петицию можно по ссылке.
В Харькове первые троллейбусы модели ЗиУ-9 появились в декабре 1972 года, то есть практически сразу после того, как эта модель была запущена в серийное производство на Заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области. Заметим, что в начале 1970-х годов в Харьков также поступали чешские троллейбусы модели «Skoda 9Tr». В средине 1970-х годов было признано нецелесообразным закупать для Харькова троллейбусы чешского производства, поэтому сюда крупными партиями стали поставляться советские троллейбусы ЗиУ-9 (ЗиУ-682) различных модификаций.
Эксплуатация троллейбусов ЗиУ-9 на маршрутах Харькова, по данным сайта «Харьков транспортный» началась в январе 1973 года. Машины, полученные в декабре 1972 года, получили деповские номера 662 – 676 и были закреплены за троллейбусным депо № 1. В 1973 году это депо получило еще 40 троллейбусов этой модели. В августе 1975 года в Харькове открыли новое троллейбусное депо №3, куда начали поступать троллейбусы, выпущенные на заводе в Энгельсе.
В 1989 году харьковское троллейбусное депо № 3 начало эксплуатировать троллейбусные поезда (системы многих единиц) из троллейбусов ЗиУ-682. Троллейбусные системы выпускались на троллейбусный маршрут № 24, они были сформированы по системе Владимира Веклича, которая активно использовалась в Киеве для троллейбусов «Skoda 9Tr».
Первые машины модели ЗиУ-682 в Харькове начали списывать в 1984 году, однако списание долгое время не носило массового характера по той причине, что Харьковский вагоноремонтный завод освоил технологию углубленного капитального ремонта троллейбусов ЗиУ-682, поэтому большинство машин в Харькове проработало 15-20 лет.
Поставки троллейбусов ЗиУ-682 в Харьков, которые начались в 1972 году, прекратились в 1992 году. Город начал закупать троллейбусы украинского и румынского производства. Еще одна партия из 8 троллейбусов ЗиУ-682Г-016.02 поступила в Харьков в 2002 году. В 2006 году 90 таких троллейбусов были куплены городом на условиях финансового лизинга.
Хотя на данный момент троллейбусы ЗиУ-682Г и составляют почти половину троллейбусного парка Харькова, это в основном машины, выпущенные уже в 2000-е годы. На данный момент в Харькове сохранился лишь один троллейбус ЗиУ-682Г 1991 года выпуска. Это машина с деповским номером Очевидно, именно поэтому и возникла идея сохранить для истории один из троллейбусов ЗиУ-682 наиболее почтенного возраста.