Одесса получила новые трамваи и первый электробус в 2019 году
Развитие электротранспорта в Одессе за 2019 год несколько замедлилось сравнительно с 2017 и 2018 гг., если сравнивать темпы обновления подвижного состава.
В частности, за 2019 год не обновлялись троллейбусы, тогда как за период 2016-2018 гг. город получил 57 новых тролллейбусов. Это 10 машин "Богдан-Т701", купленных в 2016 году за средства городского бюджета и 47 "Белкоммунмаш-321", полученных в 2018 году за средства кредита ЕБРР в размере 8 миллионов евро. Вместе с ремонтом более старых "рогатых" это дает возможность поддерживать общий выпуск в 95-100 машин, из которых две трети - современные низкопольные "рогатые". Вместе с тем, уже через 2-3 года вновь встанет необходимость обновления троллейбусного парка. И это, учитывая современные тренды и технологии, скорее всего будут троллейбусы с большим автономным ходом от аккумуляторов, они же - "электробусы с динамической подзарядкой". Речь идет о машинах, способных от одной зарядки аккумуляторов или суперконденсаторов проехать более 10 километров.
Первая машина подобного типа в городе уже имеется. Осенью 2019-го, после завершения длившейся почти год бюрократической процедуры сертификации, в Одессе запустили на маршруты первый такой электробус с динамической подзарядкой. Он переоборудован из обычного троллейбуса модели "Шкода-21ТР". В настоящее время еще четыре машины этой модели проходят аналогичную модернизацию. Они будут обслуживать "электробусный" маршрут по улице Балковской - по трассе закрытого в 2008 году трамвайного маршрута №30 с продолжением в жилмассив Черемушки или даже далее. До 2021 года по программе развития электротранспорта Одессы планируется сборка еще 10 электробусов с динамической подзарядкой. Скорее всего, это будут машины на основе автобусных или троллейбусных кузовов первой комплектности, которые затем уже в мастерских КП "Одесгорэлектротранс" соберут готовые машины.
В 2019 году впервые в истории Одессы на маршруты запущен вместительный трехсекционный трамвай длиной более 30 метров - "Одиссей-МАКС". Два таких трамвая в виде корпусов закупили по почти 16 миллионов гривен еще летом 2019 года. Первый вагон собрали за 42 дня и презентовали в начале сентября, а уже 20 ноября он начал обслуживать маршрут №26. До конца января 2020-го ожидается сборка второго такого вагона. Трамвай "Одиссей-Макс" имеет длину свыше 30 метров, три секции, одна из которых с низким уровнем пола, вмещает до 280 пассажиров, в том числе имеет 63 сидячих места.
В видеоролике - более подробно о технических особенностях трамвая "Одиссей-МАКС" и его сборке.
Также в 2019 году собрали 4 обычных, коротких трамвая "Одиссей" - на базе корпусов, закупленных еще в 2018 году. Тогда закупили шесть корпусов, первый собрали и запустили в ноябре 2018 года. Сборка остальных трамваев задержалась из-за длительной процедуры сертификации первого "Одиссея". Последний, шестой из шести "Одиссеев" будет готов также к концу января 2020 года.
Важным моментом является утверждение Европейским инвестиционным банком кредита на сумму в 20 миллионов евро, по которому в самое ближайшее время ожидается объявление банком международного тендера на приобретение для Одессы полностью низкопольных многосекционных трамваев. Они будут работать на магистральном скоростном маршруте "Север-Юг".
Для указанного маршрута продолжается реконструкция линий. Сейчас почти завершилась замена путей на улице Софиевской, идет замена путей на спуске Маринеско в центре Одессы. Эти работы выполняются за средства городского бюджета. Ожидается кредит от Европейского банка реконструкции и развития на сумму в почти 20 миллионов евро на замену путей, контактной сети и реконструкцию тяговых подстанций на линии длиной 13,5 км от Пересыпского моста до улицы Паустовского.
За счет того, что большинство работающих на линиях трамваев, начиная с 2002 года, оснащаются современными электронными транзисторно-импульсными системами управления, а также благодаря поступлению новых троллейбусов с такими же системами управления, КП "Одесгорэлектротранс" стало одним из самых энергоэффективных предприятий электротранспорта в Украине. Это также достигается благодаря оптимальному режиму работы трамваев на линиях с выделенным от проезжей части полотном, и за счет экономичного светодиодного освещения в депо и производственных помещениях. К работе привлекаются опытные водители из других городов - Харькова, Херсона, Николаева.
По общим финансово-экономическим показателям одесский муниципальный перевозчик еще с 2017 года стабильно лидирует среди других предприятий электротранспорта Украины. Корпорация "Укрэлектротранс" неизменно делит первое место между предприятиями электротранспорта Одессы и Винницы.
В качестве конечного результата можно отметить, что согласно официальным статистическим данным, одесские трамваи и троллейбусы впервые с 2005 года перевезли больше пассажиров, чем автобусы и маршрутки. Мало того, по абсолютному объему перевозок в 2019 году одни только трамваи в Одессе перевозят пассажиров больше, чем все автобусы Одессы и Одесской области. Одесский трамвай в январе-октябре перевез 795,9 миллионов пассажиро-километров, а в абсолютных цифрах - 110,5 миллионов пассажиров, что показывает прирост на 13,1% сравнительно с 2018 годом. Одесский троллейбус за 10 месяцев 2019 года показал 428,8 миллионов пассажиро-километров (количество пассажиров на расстояние их перевозки), что на 19,4% превышает этот показатель 2018 года. При этом трамваи перевезли за 10 месяцев 53,6 миллиона пассажиров, что также превышает показатель 2018 года на 19,4%. Признание пассажиров - главный результат работы электротранспорта в Одессе.
Вместе с тем, на 2020 и следующие годы остается немало еще не решенных задач и проблем. Город еще не получил работающую систему электронного билета, хотя работа над этим ведется еще с 2017 года. По причине длительных реконструкций трамвайных путей, не получилось запустить запланированный еще с 2016 года маршрут трамвая "Север-Юг". Оставляет желать лучшего состояние трамвайных путей по ряду направлений, в первую очередь - в центре Одессы по улице Нежинской и Лютеранскому переулку, а также по Люстдорфской дороге. Большинство трамваев - старые вагоны "Татра-Т3", поставленные еще в период СССР, хотя и модернизированные в 2002-2012 гг.