В Одессе запускают безналичную оплату проезда в общественном транспорте (ФОТО, ВИДЕО)
Городские власти и разработчики программного обеспечения сегодня показали новую систему безналичной и бесконтактной оплаты проезда в городском транспорте Одессы. По словам вице-мэра Дмитрия Жемана, уже с понедельника 12 октября, новая система станет доступна одесситам. "Безналичная форма оплаты теперь доступна и в Одесском общественном транспорте. А именно - современное мобильное приложение с возможностью не только проложить себе оптимальный маршрут, но и оплатить за проезд. Приложение с понедельника будет доступно всем пользователям смартфонов" - отметил он.
Это не дорогущие (1000 евро и более) валидаторы для оплаты картами, которые уже несколько месяцев работают в трамваях 21-го маршрута. Это гораздо более дешевая система, основанная на протоколе bluetooth - где один датчик стоит всего пару десятков долларов. Работать новая система оплаты будет через мобильное приложение "Транспод", которое сейчас пока что показывает движение трамваев и троллейбусов в онлайн-режиме на основе данных GPS. С 12 октября после обновления приложения в нем будут доступны функции оплаты проезда - разовых билетов и проездных билетов - на месяц, 15 дней, неделю, школьных, студенческих и так далее. Все платежи будут обрабатываться через систему Easy Pay, что гарантирует безопасность личных и платежных данных.
Технически любой пользователь приложения "Транспод" может привязать к нему свою банковскую карту или же создать в системе Easy Pay виртуальную карту. Последний вариант даже предпочтительнее - так как виртуальная карта не дает никакого доступа к обычной банковской карте. Разовые билеты можно покупать в приложении заранее в любом количестве - и затем просто валидировать их около датчика, или же покупать сразу в приложении уже в салоне транспорта. Если валидация прошла успешно - датчик светится зеленым и дает звуковой сигнал с фразой "счастливой дороги". Если что-то пошло не так - то датчик мигает синим или красным цветом.
Пока что систему внедряют только на городской электротранспорт. Как рассказал руководитель команды "Транспод" Николай Бучко, его компания бесплатно разработала приложение и все его новые функции оплаты. А компания Easy Pay бесплатно устанавливает необходимое количество датчиков - у каждой двери в трамваях и троллейбусах, а также у кондукторов и контролеров. Внедрять систему будут постепенно, маршрут за маршрутом, на все трамваи и троллейбусы уйдет около месяца.
"Если у человека включен bluetooth, то он, заходя в транспорт, получит push-уведомление, что здесь можно купить электронный билет, прямо не сходя с места. Потом его просто нужно валидировать через bluetooth-терминал. По такой схеме мы уже работаем во Львове, Черновцах, Ивано-Франковске и Запорожье" - рассказал представитель Easy Pay Владимир Пушенко.
Примененная технология оказалась значительно дешевле, чем установка традиционных валидаторов - так как вместо трех валидаторов в стандартный трамвай или троллейбус общей ценой под 4000 евро устанавливаются три датчика общей стоимостью менее 100 долларов. Недостаток у них только один - нельзя оплачивать непосредственно банковской картой. В то же время смартфоны с bluetooth сейчас есть практически у всех, в отличие от более дорогих моделей с NGC-модулем.
Также, как рассказал мэр Одессы Геннадий Труханов, уже есть взаимопонимание и с частными перевозчиками по установке данной системы и в автобусах - "маршрутках".
Эту систему не стоит называть электронным билетом. Дело в том, что электронный билет - это гораздо более сложная система, которая предусматривает изменение всей структуры оплаты и взаимоотношений между городом, перевозчиками (муниципальными и частными) и пассажирами. То, что внедряют сейчас - это один из способов безналичной оплаты проезда, не более того.