Трамваи Одессы советского времени показали на снимках иностранных туристов (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Воскресенье , 21 марта 2021, 16:46
Показываем в одном видеоролике, как иностранные туристы видели Одессу и ее транспорт в своих фотографиях периода 1950-1980-х гг.
Трамваи Одессы советского времени показали на снимках иностранных туристов (ВИДЕО)

Начиная с 1950-х Одессу неоднократно посещали так называемые туристы-"транспортники". Не просто туристы, а любители городского транспорта, которые целенаправленно ехали в СССР изучать местные трамваи и троллейбусы, но преимущественно все-таки - трамваи. Запечатлевая их в самых неожиданных местах, от исторического центра Одессы до самых отдаленных окраин, они оставили нам на память не только отличного качества фото транспорта, но и очень важные и интересные зарисовки из городской жизни. Ведь снимая транспорт - на его фоне оказываются пассажиры, архитектура, те или иные события. И мы можем видеть не типичные "открытки", а реальную жизнь одесситов, причем, чаще всего, в цвете. 

Кстати, такие туристы посещали не только Одессу. В рамках организованных для них туров они исколесили почти весь необъятный СССР - и почти каждый город, так или иначе, запечатлен на таких "трамвайно-троллейбусных" фото. Сделанные задолго до появления Интернета снимки стали доступны в Сети, в основном, благодаря точно такому же любителю транспорта из Эстонии - Ааре Оландеру. В его фотоколлекции еще с 1980 гг. собраны многие тысячи снимков со всего мира, большую часть которых он постоянно публикует уже более двадцати лет. 

Мы собрали в одно целое кадры шести наиболее "плодовитых" транспортных фотографов, посетивших Одессу в период с 1959 по 1987 год - из Великобритании, Нидерландов, США и Германии. Важно, что значительная часть представленных здесь кадров от британского транспортника Питера Хасселдайна предоставлена нашей редакции специально для публикации. 

Если мы говорим об истории Одессы, да и, в принципе, любого другого города бывшей одной шестой части суши, то чтобы увидеть его прошлое - у нас есть два типа фотографий. Первый - это черно-белые, изрядно заретушированные фото из советских газет или изданных в те времена книг с ужасным уровнем качества полиграфии, или же низкокачественные фото из частных коллекций. Позволить себе покупать качественную заграничную цветную пленку, а также весь остальной процесс ее проявки и фотопечати, мог далеко не каждый. А другой вид - это кадры иностранных туристов, которые с 1930-х гг. регулярно посещали наш город и оставили после себя уникальные, почти не затронутые цензурой, снимки. Разумеется, все они снимали то, что им было интересно. Но большинство опубликованных в последние два десятка лет фотографий отличает высокое техническое качество исполнения. Зачастую, это еще в 50-х гг. хорошая цветная пленка с реальной цветопередачей. Почти всегда - высокие разрешение и детализация фотопечати. И это явно тот уровень доступности фотоаппаратуры "чуть выше среднего" - так как поезда в СССР для туриста из капиталистического мира была удовольствием не из дешевых. Примерно на том уровне, как сейчас для очень многих доступны цифровые зеркальные камеры.  

Голландец по происхождению, но гражданин США, Рэй Дегроот (Ray Degroote) посетил Одессу в мае 1959 года. На его снимках - работавшие в то время в Одессе "бельгийские" трамваи еще начала ХХ века: четырехосные на улице Греческой и на кольце на улице Пастера, двухосные на Куликовом поле и на изолированном тогда узкоколейном маршруте №19, в том числе на чисто трамвайных мостиках над Рыбачьей балкой. Также он запечатлел один из очень немногих "киевских" трамваев серии 2М и новенькие на тот момент советские четырехосные трамваи МТВ-82 со старыми открытыми "бельгийскими" прицепными вагонами.

Еще один голландец Хенк Онтроп (Henk Ontrop) побывал в Одессе в 1967 году. На его фото - трамваи серий МТВ-82, КТМ-1, РВЗ-6 и трамваи "одесского типа" - с новыми кузовами на старых бельгийских рамах, все они сняты в районе железнодорожного вокзала и на пути в Аркадию.

Сразу 78 фотографий предоставил специально для "Пассажирского Транспорта" англичанин Питер Хаселдайн (Peter Haseldine), который провел в Одессе три дня - с 15 по 17 сентября 1978 года. Прекрасно видно, какой зеленой была тогда Одесса. Мы можем увидеть фотопутешествие по 28-му маршруту по улицам Старопортофранковской (Комсомольской) и Пантелеймоновской (Чижикова) с конечной станцией у парка Шевченко на последних двухосных трамваях Одессы модели КТМ-2. Один из кадров при этом показывает колоритную сценку выхода жителей одного из домов по Старопортофранковской - то ли 85, то ли 87, то ли 89 к мусоровозу с полными ведрами. Тут же - ремонт путей на Пантелеймоновской (которые сейчас уже разбитые донельзя). Тут же - фотопрогулка вдоль Преображенской (Советской Армии) с трамваями МТВ-82 и "Татра" (часть из которых возят пассажиров сейчас). Затем - поездки на поселок Котовского на трамвае №7, на Ближние Мельницы и Черемушки на трамвае №10 и, как вишенка на торте - несколько кадров "камышового трамвая" №20. Также можно увидеть трамваи МТВ-82, петляющие по узким улочкам Слободки на маршруте №15 и трамвай №5 на Молдаванке у Староконного рынка. Естественно, не обошлось без поездки на Большой Фонтан и по одноколейному маршруту №19, также запечатлен и Французский бульвар. Тут же мы можем видеть, как выглядел самый первый квартал улицы Водопроводной - от Ришельевской до Новощепного Ряда, тогда еще застроенный старыми домами и со служебной трамвайной линией. 

Ханс Орлеманс (Hans Oerlemans) из Голландии был в Одессе в 1976 году и отметился фотографиями трамваев МТВ-82 на Тираспольской площади, на 2-й Заставе, Алексеевской площади у Пересыпских мостов и на Даче Ковалевского. 

Немецкий транспортник Вольфганг Шрайнер (Wolfgang Schreiner) посетил Одессу дважды - в 1973 и 1985 гг. Во время его первого визита засняты трамваи КТМ-1 и КТМ-2, в том числе уникальные трехвагонные составы КТМ-1, ходившие в Аркадию. Запечатлены "трамвайные пробки" на однопутном кольце около вокзала вокруг Старосенной площади и новейшие на то время "Татры" на Куликовом поле, а также трамваи МТВ-82 в центре города. Есть и служебные трамваи, перестроенные из первых ширококолейных одесских вагонов типа "Х" и КТМ-1 (тот самый, который сохранился до нашего времени и стоит в музее). Второй визит показывает те самые трамваи КТМ-2 в последние годы их работы в Одессе - их как раз все списали в 1985-1987 гг., они тогда ходили на маршрутах в буквальном смысле перекошенными. На некоторых кадрах - даже "кладбище" старых трамваев на служебных путях вокруг депо на Алексеевской площади. И, разумеется, трамваи "Татра", которых становилось все больше - вплоть до того, что они стали единственным типом подвижного состава одесского трамвая.

Еще один немец Вильфрид Вольф (Wielfried Wolf) оказался в Одессе в 1987 году, уже на закате СССР. Это было время, когда трамваи МТВ-82 перевозили пассажиров только на 19-м маршруте (до 1989 года) - причем последними в СССР. Сфотографированы служебные трамваи, переделанные из МТВ-82 на грязных задворках "Привоза", а также "Татры", в том числе трехвагонные составы. 

На этом мы прощаемся с вами и обещаем показать в похожих роликах старые одесские троллейбусы, а затем - транспорт периода "бурных 90-х".


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook и вступайте в сообщество в Viber

comments powered by HyperComments