Стало известно, кто хочет продать в Одессу многосекционные трамваи по европейскому кредиту
В повторном тендере на поставку в Одессу 12 новых многосекционных низкопольных трамваев, как следует из состоявшейся 21 сентября процедуры раскрытия предложений, участвуют три производителя. Представители всех трех компаний присутствовали при раскрытии.
Это трамваи "Татра-Юг" - в виде объединения юридических лиц ООО "Татра-Юг" и ООО с единым учредителем в лице компании "ROSEMARY GIDA DIS TIGARET LIMITED SIRKETI".
Это трамваи "Электрон" в лице консорциума ООО "СП Электронтранс", ООО "Электронмаш" и ЗАО "Крюковский вагоностроительный завод".
Это китайские трамваи в лице компании "CRRC Dalian Co".
Следует понимать, что указанные для первых двух производителей дополнительные компании - это компании, задача которых - обеспечить достаточный финансовый капитал и опыт поставок, требуемый Европейским инвестиционным банком.
Повторный тендер на данную закупку объявили в июне 2021 года. При этом, сравнительно с первоначальной попыткой, количество закупаемых трамваев сократилось с 14 до 12 вагонов при неизменной сумме финансирования.
Общая сумма кредита, предоставленного ЕИБ Одессе на приобретение новых трамваев - 20 миллионов евро, к которым затем следует добавить еще не менее 20% (около 4 миллионов евро) из муниципального бюджета - в качестве софинансирования для возмещения расходов на НДС при закупке. Срок кредита составляет 20 лет под 2% годовых.
Таким образом, ориентировочная приблизительная цена одного трамвая без НДС составит около 1,66 миллиона евро, а с НДС - около 2 миллионов евро. Это примерно соответствует общеевропейскому уровню цен на новые трамваи и тем ценам, которые платят другие города Украины за новые трамваи, приобретаемые по кредитам ЕИБ и за собственные средства (Киев и Львов). Вся детальная информация - по ссылке. Сроки поставок вагонов оговорены заранее.
Согласно техническим условиям, трамваи должны иметь полностью низкий уровень пола, удобный для маломобильных пассажиров и пассажиров с колясками, длину 26-32 метра, общую вместимость не менее 250 человек. Также производитель должен предоставить сопутствующие услуги, например гарантию, комплекты запасных частей, сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание и т.д.
Первые трамваи должны поступить в Одессу не позднее 52 недель после подписания договора, последние - не позднее 72 недель после подписания договора. Несмотря на то, что заказчиком тендера указано КП "Одесгорэлектротранс", фактически все процессы закупки контролируются ЕИБ по схеме "банк выделяет деньги - банк проводит закупку - банк дает Одессе трамваи".
Кредитный договор был утвержден на сессии Одесского горсовета 30 октября 2019 г. Сумма кредита - до 20 миллионов евро, сроком до 20 лет под 2% годовых под государственные гарантии. Кредит выдается в рамках принятой еще осенью 2016 года правительственной программы "Городской электрический транспорт", которая предусматривает выделение Европейским банком реконструкции и развития, а также Европейским инвестиционным банком 440 миллионов евро на развитие проектов городского электротранспорта в разных городах Украины. Одесса при этом получает почти 50 миллионов евро из 440. Кредит выдается под государственные гарантии.
На предыдущий тендер заявились те же три производителя, что и сейчас - либо самостоятельно, либо в консорциуме с другими компаниями для создания необходимой по условиям банка финансовой состоятельности. Но первый тендер отменили в конце декабря 2020 года из-за неустранимых нарушений в тендерной документации.
Самым дорогим тогда оказалось предложение китайской государственной корпорации "CRRC" в лице компании "CRRC Dalian Co LTD", расположенной в городе Далянь (в начале ХХ века - Дальний в составе Российской империи). Данная компания предлагала 14 трамваев за 32 миллиона 931,9 тысяч евро или примерно по 2 миллиона 35 тысяч евро за один трамвай. К этой цене стоит еще добавить стоимость налогов и растаможивания.
На втором месте по цене оказалось предложение концерна "Электрон" - за 14 трамваев (скорее всего - пятисекционных, таких же, как в Киеве), здесь хотели 24 миллиона 247,4 тысячи евро - или по 1 миллион 732 тысячи евро за один трамвай (без НДС).
Предложение одесского производителя "Татра-Юг" на тот момент оказалось самым выгодным - 14 трамваев были предложены за 16 миллионов 641,2 тысячи евро или по 1,19 миллиона евро за один трамвай. Скорее всего, речь идет о модели трамвая "Татра-Юг-К1Т306", которая сейчас проходит заводские испытания и с которой компания уже выиграла тендер ЕИБ на поставку 20 вагонов в Киев в конце ноября прошлого года.
Данные трамваи планируются для работы на маршруте "Север-Юг", который впервые в истории дать прямую беспересадочную связь всех основных жилмассивов Одессы через центр города.