В Одессе объявили повторный тендер на закупку новых трамваев по европейскому кредиту
16 июня в Одессе повторно объявили тендер на приобретение новых многосекционных низкопольных трамваев по кредиту Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Однако, в отличие от первого, не состоявшегося в 2020 году, тендера, трамваев будет не 14, а 12.
Общая сумма кредита, предоставленного ЕИБ Одессе на приобретение новых трамваев - 20 миллионов евро, к которым затем следует добавить еще не менее 20% (около 4 миллионов евро) из муниципального бюджета - в качестве софинансирования для возмещения расходов на НДС при закупке. Срок кредита составляет 20 лет под 2% годовых.
Таким образом, ориентировочная приблизительная цена одного трамвая без НДС составит около 1,66 миллиона евро, а с НДС - около 2 миллионов евро. Это примерно соответствует общеевропейскому уровню цен на новые трамваи и тем ценам, которые платят другие города Украины за новые трамваи, приобретаемые по кредитам ЕИБ и за собственные средства (Киев и Львов).
Согласно техническим требованиям тендера, новые вагоны должны иметь полностью низкий пол по всей длине салона, длину 26-32 метра, иметь от 3 до 5 секций, общую вместимость не менее 250 человек при наличии 55-65 сидячих мест. Габарит по ширине - 2,5 метра (плюс-минус 5 сантиметров).
Прием пропозиций от производителей - в сроки до 7 сентября 2021 года. Вся детальная информация - по ссылке. Сроки поставок вагонов оговорены заранее. Первые трамваи должны поступить в Одессу не позднее 52 недель после подписания договора, последние - не позднее 72 недель после подписания договора. Несмотря на то, что заказчиком тендера указано КП "Одесгорэлектротранс", фактически все процессы закупки контролируются ЕИБ по схеме "банк выделяет деньги - банк проводит закупку - банк дает Одессе трамваи".
Первый тендер на закупку трамваев для Одессы по кредиту ЕИБ отменили в самом конце декабря 2020 года. Официальной причиной стали многочисленные нарушения в тендерной документации от всех участников, возникшие по причине пандемии коронавируса - и которые было невозможно устранить.
Повторный тендер обещали провести в феврале-марте 2021 года. Затем в марте 2021 года об этой закупке говорило бывшее руководство министерства инфраструктуры.
Всего на предыдущий тендер заявились три производителя - либо самостоятельно, либо в консорциуме с другими компаниями для создания необходимой по условиям банка финансовой состоятельности.
Самым дорогим оказалось предложение китайской государственной корпорации "CRRC" в лице компании "CRRC Dalian Co LTD", расположенной в городе Далянь (в начале ХХ века - Дальний в составе Российской империи). Данная компания предложила 14 трамваев за 32 миллиона 931,9 тысяч евро или примерно по 2 миллиона 35 тысяч евро за один трамвай. К этой цене стоит еще добавить стоимость налогов и растаможивания.
На втором месте по цене оказалось предложение концерна "Электрон" - за 14 трамваев (скорее всего - пятисекционных, таких же, как в Киеве), здесь хотели 24 миллиона 247,4 тысячи евро - или по 1 миллион 732 тысячи евро за один трамвай (без НДС).
Предложение одесского производителя "Татра-Юг" на тот момент оказалось самым выгодным - 14 трамваев были предложены за 16 миллионов 641,2 тысячи евро или по 1,19 миллиона евро за один трамвай. Скорее всего, речь идет о модели трамвая "Татра-Юг-К1Т306", которая сейчас проходит заводские испытания и с которой компания уже выиграла тендер ЕИБ на поставку 20 вагонов в Киев в конце ноября прошлого года.
Также в Одессе продолжается сборка частично низкопольных трамваев собственными силами КП "Одесгорэлектротранс". Уже имеется три трехсекционных трамвая "Одиссей-Макс" и закупают корпуса секций четвертого такого вагона. Имеется шесть одиночных вагонов "Одиссей" и 16 более ранней их модификации с неофициальным названием "Каштан", а также идет сборка еще не менее двух "Одиссеев". На видео - обзор одного из новых трамваев "Одиссей-Макс".