В Одессе подняли проблему взаимодействия города и портов (ВИДЕО)
В ходе своего выступления на форуме "Инфраструктура юга Украины" мэр Одессы Геннадий Труханов рассказал, что ранее, до конца XIX столетия порт Одессы подчинялся городским властям и являлся основой финансового благополучия города. До 90% всех доходов порт так или иначе пополняли именно городскую казну. Затем же порт оказался выведен из городского подчинения, и большая часть его доходов оседает где угодно, но только не в городском бюджете.
Затем, уже в советское время строительство портовых инфраструктурных объектов нанесло огромный ущерб Одессе в плане воздействия на окружающую среду. Это мэр продемонстрировал на примере Люстдорфа (Черноморки). На рубеже XIX-XX столетий там построили спасательную станцию - симпатичное здание с башенкой, расположенное на пляже, в нескольких десятках метров от уреза воды. На фото 1956 года это здание уже полуразрушено - с обвалившейся башенкой, а море плещется в десятке метров от него. Фотографии 1960-х гг. показывают частично размытую дорогу, которая шла по насыпи вдоль пляжа - а сейчас уже нет ни самого пляжа, ни дороги, ни спасательной станции: все разрушено волнами. К таким процессам разрушения берега привело строительство порта в Черноморске (Ильичевске) - дноуглубительные работы и создание подходного канала изменили естественные пути "миграции" песка у берега, который стало размывать и относить к входу в порт.
В нашем видеосюжете - разрушенное морем побережье Одессы в Люстдорфе и береговой оползень, который произошел там в июле 2019 года.
Также мэр коснулся темы берегозащитных сооружений, содержание которых и, особенно строительство новых, - непосильны для города. В то же время городские пляжи в Одессе и удерживающие берег от Ланжерона до 16-й станции Фонтана пирсы и прочее - как раз являются берегозащитными сооружениями с инженерной точки зрения.
В итоге, мэр высказал несколько предложений. В частности он инициировал ускорить принятие документа по совместному управлению прибрежной зоной местными властями и портами по аналогии с действующими во многих странах системами управления "Coastal Zone Management Plan". Также он озвучил идею об изменениях в действующее законодательство и направить 50% поступлений от уплаты портовых сборов в местные бюджеты для целевых расходов по защите окружающей среды и восстановления берегозащитной инфраструктуры. Одесский филиал Администрации морских портов Украины ежегодно получает около 600 миллионов гривен доходов - таким образом, 300 миллионов в год можно было бы направить на эти цели. В случае Одессы это выглядело бы так: 25% портовых сборов идут в бюджет города, а еще 25% - в бюджет Одесской области.
В еще одном нашем видеосюжете - полет над морем и побережьем Одессы в районе мыса Большой Фонтан, пляжа "Золотой Берег" и на 16-й станции Фонтана. Одессу видно с одной стороны - от южных окраин и города-спутника Черноморск, а с другой - вплоть до высотного спального жилмассива в Аркадии. В некоторых ракурсах можно даже разглядеть Хаджибейский лиман.
Самые актуальные моменты форума "Инфраструктура юга Украины"