15 тысяч товарных вагонов в Украине простаивает
По его словам, проблемы с железнодорожными перевозками, которые начались летом этого года уже отразились на работе бизнеса – государственное статистическое управление с начала года зафиксировало с июня замедление промышленного производства, а в июле, с учетом сезонного фактора, промышленное производство в Украине упало по отношению к июню на 1,3 %.
«Ситуация с перевозками на "Укрзализныце" в июле-августе критически ухудшилась. На конец августа 298 брошенных маршрутов, в среднем по 50 вагонов в каждом. Если считать и старые вагоны, то это уже 436 составов без учета временно неконтролируемой территории», – пишет Александр Каленков. Он отмечает, что на складах отечественных ГОКов накопилось около 700 тыс. тонн продукции, хотя норматив составляет не более 150 тыс. тонн. За август предприятия недогрузили своим заказчикам продукции более чем на 100 млн. долларов. Аналогичная тенденция может сохранится и в сентябре, что приведет к падению производства в отрасли, что отразится и на динамике ВВП Украины.
Ранее один из топ-менеджеров «Укрзализныци» Андрей Рязанцев уже говорил, что проблемы железнодорожного монополиста скажутся на всей экономике страны. Он констатировал, что есть два фактора, которые снижают пропускную способность украинских железных дорог: снижение скорости движение по путям из-за их износа, а также дефицит локомотивного парка, который Рязанцев объяснил его износом.
На данный момент «Укрзализниця» перевозит по Украине и за рубеж не менее 60% всех грузов, поэтому прогнозированное ее руководством повышение грузовых тарифов отразится практически на всей экономике страны. Однако Александр Каленков отмечает, что на самом деле рентабельность грузовых перевозок «Укрзализныци» составляет около 33%, что значительно превышает показатель рентабельности в большинстве производств в Украине. Руководитель «Укрметаллургпрома» отметил, что освоение 18,4 млрд. грн., запланированных в этом году на обновление и ремонт подвижного состава на конец августа составило лишь 19% всей суммы.
На замечания по поводу высокого уровня рентабельности грузовых перевозок «Укрзализныци» ее чиновники отвечают тем, что «Укрзализныця» до сих пор использует принцип субсидирования пассажирских перевозок за счет грузовых, выдвинутый еще Сергеем Витте в конце ХІХ столетия.
Что до дефицита локомотивов, то «Пассажирский транспорт» проанализировал, какие предприятия Украины способны проводить ремонт электровозов и тепловозов. Кроме того, существует возможность размещения заказов по ремонту украинских локомотивов в других странах, в которых используется подвижной состав еще советского производства.
Значительные проблемы этим летом возникли не только с грузовыми перевозками по железным дорогам. Средства массовой информации констатировали недостаток билетов на пассажирские поезда практически всех направлений. Пассажири активно жалувались на низкое качество обслуживание, отсутсвие кондиционеров в вагонах и ряд других неудобств. Как и в случае грузовых вагонов, в отстойниках на станциях находится значительное количество пассажирских вагонов, которые нуждаются в ремонте и модернизации. Украинские предприятия могут успешно ее проводить, что показал вагоностроительный завод в Крюковке.