«Укрзализныця» стала частным акционерным обществом, а в 2019 году ее проверит Счетная палата
Обсуждения вопроса изменения типа акционерного общества с публичного на частное не было. Сегодняшним решением Кабинет Министров Украины также перераспредели полномочия между акционером (собой), наблюдательным советом и правлением компании согласно требованиям закона «Об акционерных обществах». По словам чиновников правительства это сделано с целью «достижения эффективного корпоративного управления». В материалах заседания Кабмина записано, что изменение типа акционерного общества «позволит достичь баланса между акционером, наблюдательным советом и правлением, а также упростить процесс привлечения потенциальных инвесторов.
Эксперт в отрасли транспорта и инфраструктуры, бывший заместитель Министра инфраструктуры Украины Александр Кава в комментарии «Интерфакс-Украина» высказал мнение, что в случае принятия постановления о изменения типа акционерного общества «Укрзализныци» с публичного на частное, она сможет раскрывать гораздо меньше информации, чем в настоящее время.
«Во время подготовки Закона Украины «Об особенностях создания ПАО железнодорожного транспорта общего пользования» норма о публичности была прописана по моей инициативе именно для того, чтоб обеспечить максимальную публичность и открытость работы «Укрзализныци». При этом закон предусмотрел, что на ПАО «Укрзализныця» не распространяются нормы закона об акционерных обществах, требующие котирования акций на бирже», – отметил Александр Кава.
Рассказывая о возможных изменениях в работе «Укрзализныци» после принятия данного постановления, Кава также уточнил, что в законодательстве Украины нет обязательного требования независимого аудита для ЧАО, при этом для ПАО – независимый аудит финансовой отчетности обязателен. Кроме того, согласно норм действующего законодательства Украины, для частных акционерных обществ наличие набюлюдательного совета не является обязательным, в отличии от публичных акционерных обществ, где наличие наблюдательного совета прописано законодательно.
Отметим, что согласно обновленному уставу «Укрзализныци», наблюдательный совет остается в составе органов, обеспечивающих работу ЧАО наравне с общим собранием акционеров (его функции выполняет Кабинет Министров Украины), правлением и ревизионной комиссией. Также в уставе предприятия прописана норма об обязательном проведении ежегодного аудита финансовой отчетности акционерного общества независимым аудитором.
Руководство «Укрзализныци» уже прокомментировало смену формы акционерного общества «Центру транспортных стратегий». Там пояснили, что изменения формы акционерного общества вызвано в первую очередь необходимостью привести устав компании в соответствие с украинским законодательством.
То, что в названии акционерного общества используется слово «частное» («приватное»), ни коем образом не означает, что государственная форма собственности «Укрзализныци» будет изменена – никаких правовых оснований для приватизации компании нет.
«С изменением правового статуса УЗ с публичного на частное акционерное общество 100% акций по-прежнему принадлежат государству и запрещены для отчуждения. У нас была ситуация, когда формально акционерное общество имело признаки частного, а значилось в государственном реестре как публичное. Теперь это несоответствие устранено», – прокомментировал ситуацию и.о. главы правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов.
По словам Евгения Кравцова, с изменением типа акционерного общества «Укрзализныця» сможет пользоваться более простым подходом к регулированию, что увеличит доверие инвесторов и позволит выстроить четкое корпоративное управление компанией.
Кравцов пояснил, что с текущего года запущены новые подходы к разграничению публичных и частных акционерных обществ и регулированию их правового статуса, появились четкие критерии отнесения акционерного общества к категории публичного или частного.
Публичным акционерным обществом после изменений в законодательстве является такое, по акциям которого осуществляется публичное предложение или акции которого допущены к торгам на фондовой бирже в части включения в биржевой реестр. Поскольку все акции «Укрзализныци» принадлежат государству, то соответственно они и не продаются, а значить компания не может быть публичным акционерным обществом – приблизительно так в переводе на обычный язык выглядят объяснения чиновников, которые про особенности обнародования деятельности разных типов АО умолчали.
Изменение типа акционерного общества не помешает в 2019 году Счетной палате провести аудит деятельности «Укрзализныци». Аудит будет касаться ценовой политики и закупочных цен – сообщает «Интерфакс-Украина».
По словам председателя Счетной палаты Валерия Пацкана, инициатором проверки является Министерство инфраструктуры Украины: «Счетная палата получила письмо от Министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна с просьбой провести аудит «Укрзализныци». Постоянная критика в адрес общества не обошлась без внимания министра и он также заинтересован в объективной оценке эффективности или неэффективности работы «Укрзализныци», – цитирует информагенство Валерия Пацкана.
Валерий Пацкан также отметил, что в последнее время возникло уж очень много вопросов и замечаний по поводу работы украинских железных дорог: «Закупка угля по завышенным ценам, значительные затраты на SMM-услуги, заоблачные суммы на сувенирную продукцию. В Счетной палате, после обновления ее состава, уже поднимался вопрос о необходимости проведения аудита в УЗ», – отметил руководитель Счетной палаты.
Поскольку на нынешний год план работы государственных аудиторов уже утвержден и до конца года осталось мало времени, проверку решили провести в следующем году.