Местные власти задолжали «Укрзализныце» за перевозку льготников сумму, равноценную стоимости 7 дизель-поезлов
Областные, районные и городские власти в регионах Украины задолжали «Укрзализныце» 1,4 млрд. гривен компенсации за перевозки пассажиров-льготников.
По словам главы правления АО «Укрзализныця» Евгения Кравцова, местные власти в регионах не спешат компенсировать железным дорогам убытки от перевозок пассажиров-льготников. За последние 5 лет накопился долг по компенсациям за перевозки пассажиров-льготников в сумме 1,4 млрд. гривен, что равноценно стоимости трех новых электропоездов или семи дизель-поездов. Об этом сообщает официальный сайт «Укрзализныци».
Согласно статистике «Укрзализныци», в 2014 – 18 годах компания предоставила пассажирам-льготникам услуг по проезду в пригородном сообщении на сумму около 1,9 млрд. грн. В то же время, местные власти городов, районов, областей компенсировали железнодорожника всего околок 25% этих средств – 502 млн. грн. В 2018 году пассажирам-льготникам «Укрзализныця» бесплатно предоставила услуг по перевозке в пригородном сообщении на 389 млн. грн., однако получила компенсацию в сумме 88,6 млн. грн., что составляет около 20%.
Как сообщал вчера «Пассажирский транспорт», проблема с выплатой компенсаций за услуги бесплатной перевозки льготников, остро стоит на Одесской железной дороге. И если власти Одессы с пониманием относятся к проблеме и выделили железнодорожникам 5 млн. грн. компенсаций, то ряд районов в Черкасской и Херсонской областях не перечислил железнодорожникам ни одной гривны компенсаций.
По словам Евгений Кравцова, железные дороги Украины и далее будут продолжать выполнять социальную функцию, однако из-за низких тарифов на перевозки пассажиров и отказ местных бюджетов компенсировать убытки от перевозки пассажиров-льготников, «Укрзализныця» несет колоссальные убытки и не может инвестировать средства в пригородное сообщение.
«В вопросе обновления пригородного подвижного состава нам необходима тесная связь и сотрудничество с местными органами власти. Полгода тому назад Европейский инвестиционный банк согласился инвестировать в пригородные перевозки. Был сформирован предварительный проект, однако на уровне местных властей он не нашел поддержки, хотя именно они и являются основными получателями выгоды от пригородных перевозок. На данный момент по этому проекту мы имеем предварительное согласование по этому проекту только от Днепра и Запорожья», – рассказал Евгений Кравцов.
По словам Кравцова, «Укрзализныця» готова к разным формам сотрудничества с органами местной власти. Топ-менеджер говорит, что Европейский инвестиционный банк может выделить компании от 100 до 200 млн. евро на обновление пригородного подвижного состава. Однако местные власти не заинтересованы в реализации этого проекта, хотя именно на местах утверждают тарифы на перевозки в пригородном железнодорожном транспорте.
Отметим, что согласно с 9-ой статьей действующего Закона Украины «Про железнодорожный транспорт» для отдельных категорий граждан могут быть введены льготные тарифы. Расходы, понесенные «Укрзализныцей» из-за действия этих тарифов, компенсируются за счет государственного или местного бюджета – в зависимости от того, какой орган власти принял решение об установке льготных тарифов. Полномочия по выделению средств на компенсацию средств за льготный проезд отдельных категорий граждан делегированы местным органам самоуправления.
Отметим, что в Украине Кабинет Министров Украины принял решение о монетизации льгот. Однако решение о монетизации в добровольном порядке должны принимать местные советы. В случае монетизации льгот на проезд в городском транспорте, местные советы должны установить социальную норму транспортной услуги (минимально – 30 поездок в месяц) для каждой категории льготников и перечислять средства непосредственно льготникам. Однако пока что решение о монетизации льгот на проезд не принято ни в одном регионе Украины.