В «Укрзализныце» рассказали о состоянии пригородных поездов
В «Укрзализныци» рассказали о том, что случившиеся в последние дни пожары в электричках являются следствием крайней изношенности мотор-вагонного подвижного состава, который используется в пригородных перевозках. В частности, изношенность наличных электропоездов составляет 87,46%, дизель-поездов – 97,21%, а рельсовых автобусов – 26,5%. Об этом сообщает «Центр транспортных стратегий» со ссылкой на данные «Укрзализныци».
Напомним, что на данный момент большинство электропоездов, которые эксплуатируются в Украине, выпущены Рижским вагоностроительным заводом в конце 1950-х – в начале 1990-х годов. Самыми старыми электропоездами, которые работают в Украине, являются электропоезда постоянного тока ЭР1, которые все еще работают на Приднепровской железной дороге. Среди поездов постоянного тока доминируют электропоезда модели ЭР2 различных модификаций. В небольшом количестве эксплуатируются электропоезда постоянного тока ЭПЛ2т, произведенные на украинском заводе «Лугансктепловоз» в 2001 – 8 годах. Эти электропоезда по своему электрическому оборудованию фактически идентичны рижским электропоездам ЭР2Т. Благодаря наличию более трех десятков украинских электропоездов постоянного тока ЭПЛ2Т процент износа мотор-вагонного состава постоянного тока составляет 83,73%.
Среди электропоездов переменного тока больше всего составов модели ЭР9 различных модификаций. Они выпущены в 1960-90-х годах. Именно электропоезда ЭР9 работают на Одесской железной дороге. Из более нового подвижного состава нужно отметить 15 составов ЭПЛ9Т, выпущенные «Лугансктепловозом» в 2001-8 годах. Большинство этих электропоездов приписаны к мотор-вагонному депо «Фастов» Юго-Западной железной дороги. В том же мотор-вагоном депо эксплуатируются электропоезда переменного тока ЭД9М, произведенные Демиховским машиностроительным заводом. В общем по Украине износ мотор-вагонного подвижного состава составляет 91,63%.
Что до пригородных дизель-поездов, то из парк состоит в основном из дизель-поездов Д1 производства завода «Ганц-Маваг» в Венгрии, а также ДР1 производства Рижского вагоностроительного завода. Эти дизель-поезда с гидравлической передачей. Выпущены они в конце 1970-х – в начале 1990-х годов. Кроме них в эксплуатации у «Укрзализныци» находятся дизель-поезда локомотивной тяги ДПЛ-1 и ДПЛ-2, построенные заводом «Лугансктепловоз». Всего таких дизель-поездов 12. Для тяги они используют секцию локомотивов 2М62 или 2ТЕ116. Построены в 2001-8 годах. В 2004 году завод «Лугансктепловоз» начал серийный выпуск дизель-поездов ДЭЛ-02, которые имели не гидравлическую, а электрическую передачу и приводились двигателями переменного состава. Построено 6 таких составов. Самым новым региональным дизель-поездом в Украине является дизель-поезд ДПКр-2 «Обрий», выпущенный Крюковским вагоностроительным заводом в 2014 году в единственном экземпляре. С 2015 года выполняет роль регионального экспресса на маршруте Львов – Черновцы. Общий процент износа дизель-поездов – 97,21%.
Еще одним видом подвижного состава, который используется в пригородном и региональном сообщении являются рельсовые автобусы. Все пассажирские рельсовые автобусы «Укрзализныци» выпущены в 2000-е годы польской компанией «PESA». Процент их износа невелик – 26,5%.
Недавние пожары в электричках на Юго-Западной и Приднепровской железной дороге объясняют изношенностью мотор-вагонного подвижного состава, а также осутсвием финансирования для проведения капитально-востановительных ремонтов пригородных поездов.
«Пожары в пригородном железнодорожном подвижном составе вызывают технические неисправности вследствие длительной эксплуатации электро- и дизель-поездов и отсутствия средств на замену устаревшего парка», – отметил директор по развитию бизнеса АО «Укрзализныця» Андрей Рязанцев.
«На начало 2019 года нуждались в выполнении капитальных ремонтов в условиях заводов 73 состава дизель-поездов и 157 составов электропоездов», – говорит Рязанцев. По его словам стоимость КВР указанных дизель-поездов составляет 2,19 миллиардов гривен (в среднем – 30 млн. грн. на ремонт одного дизель-поезда), а КВР 157 электропоездов – 4,603 млрд. грн. (около 29 млн. грн. на один состав). Минимально необходимая потребность в обновлении парка электро- и дизель-поездов для обеспечения пригородных пассажирских перевозок составляет пять дизель-поездов и пять электропоездов ежегодно.
«У «Укрзализныци» нет достаточного количества финансовых ресурсов для осуществления необходимых ремонтных работ или закупки новых пригородных поездов. Убытки от пассажирских перевозок за 2018 год составил более 12 млрд гривен, в том числе 6 млрд гривен – по пригородным перевозкам», – заявил Рязанцев.
В 2018 году «Укрзализныця» выполнила капитальный ремонт и модернизацию 72 секций (15 составов) электропоездов на сумму 547,5 млн. гривен. Кроме того, в 2018 году выполнено текущих и капитальных ремонтов подвижного состава в условиях моторвагонных депо на 507,5 млн. гривен.
За четыре месяца 2019 года осуществлены капитальный ремонт и модернизация двух составов электропоездов на сумму 96,9 млн гривен. Кроме того, за указанный период выполнено текущих и капитальных ремонтов подвижного состава хозяйства пригородных пассажирских перевозок на сумму 183,2 млн гривен.
Заметим, что нормативный срок службы пригородных электропоездов составляет 28 лет. С помощью проведения капитально-восстановительного ремонта с продлением срока эксплуатации (КРП) его можно продлить до 50 лет. Проведением такого вида ремонтов занимается в Украине Киевский электровагоноремонтный завод, а также мотор-вагонное депо «Никополь» Приднепровской железной дороги, которое освоило КРП электропоездов ЭР2Т.