На Закарпатье празднуют день Боржавской узкоколейки

Воскресенье , 4 августа 2019, 18:29
Узкоколейная железная дорога, которая связывает между собой Виноградов, Хмельник и Иршаву на Закарпатье, является не транспортной артерией, но и важной туристической достопримечательностью
На Закарпатье празднуют день Боржавской узкоколейки

Боржавская узкоколейная железная дорога – одна из трех узкоколейных железных дорог «Укрзализныци», где существует регулярное пассажирское сообщение. На Львовской железной дороге работает еще одна пассажирская узкоколейка – Антоновка – Заречное, а на Одесской – т.н. «Гайворонская узкоколейка» Рудница – Гайворон – Головановск.

Строительство Боржавской узкоколейной железной дороги началось еще в те времена, когда Закарпатье входило в состав Австро-Венгерской империи – этот край входил в ведение венгерского правительства в Будапеште. Идея построить частную узкоколейку для перевозки леса и других грузов появилась в самом начале ХХ столетия. В 24 февраля 1904 году в Мукачево произошло учредительное собрание для основания частного железнодорожного акционерного общества «Borzsavölgyi Gazdasági Vasút» (BGV), которое переводится как «Хозяйственная железная дорога Боржавской долины». Изначально узкоколейка должна была соединить между собой город Берегово и с селом Довге. Кроме этой линии планировалось построить ветки Иршава – Осий и Довге – Кушница. Началу строительства предшествовал довольно длительный период согласования в Будапеште и Вене. Реальное строительство началось только 21 августа 1907 года – одновременно строительство велось на участках Берегово – Довге и Виноградов – Хмельник.


Вокзал Боржавской узкоколейной железной дороги в Берегово. 1914 г.

Движение поездов на узкоколейных железных дорогах Берегово – Довге (67 км.) и Виноградов – Хмельник (19 км.) было открыто 23 декабря 1908 года. Локомотивное депо было открыто в Берегово. В 1909 – 1911 годах было открыто движение на участках Иршава – Осий и Довге – Кушница. Именно по названию последнего населенного пункта узкоколейка получила свое народное название «Анця Кушницкая».


Пассажирский поезд Боржавской железной дороги с паровозом U35.301 около станции Хмельник. 1930-е годы.

Пассажирское движение на Боржавской узкоколейной железной дороге было введено с самого момента сдачи ее в эксплуатацию. На 1914 год на линии Берегово – Кушница ежесуточно курсировало четыре пары пассажирских поездов, на участке Хмельник – Виноградов – три пары, а на участке Иршава – Каменка – три пары смешанных грузо-пассажирских поездов. В общей сложности в 1910-20 годах узкоколейка перевезла 4 миллиона 446 тысяч пассажиров.

После того, как Закарпатье вошло в состав Чехо-Словакии акционерное общество BGV было национализировано и узкоколейка попала под управление государственных железных дорог Чехо-Словакии. Пассажирское движение на всех участках узкоколейки продолжалось. Более того, узкоколейка получила довольно быстроходные по тем временам автомоториссы типа М 11.0 и типа М 21.0.

Чешская автомоториса М 11.0 курсировала по Боржавской узкоколейке в 1920-30 годы.

Очень короткий период в 1938-39 году часть Боржавской узкоколейки находилась под контролем автономного украинского государства Подкарпатская Русь. Однако очень быстро Закарпатье оккупировала союзная нацистской Германии Венгрия, которая взяла под контроль узкоколейку – она вошла в состав венгерской государственной железной дороги «MÁV».


Гр-286 - последний паровоз Боржавской узкоколейной железной дороги. Фото 1990-х годов.

В 1945 году Закарпатье вошло в состав УССР, а Боржавская узколейная железная дорога вошла в состав Львовской железной дороги Министерства путей сообщения СССР. В 1945 – 50 годах Львовская железная дорога перевела Боржавскую узкоколейку под стандарт пути 750 мм. вместо австро-венгерского 760 мм. Депо узкой колеи в Берегово стало филиалом ширококолейного депо в Королево. Пассажирские перевозки по узкоколейки продолжались – вместо паровозов для вождения поездов начали использовать узкоколейные тепловозы ТУ2. В 1984 году пассажирское движение на участке Берегово – Хмельник прекратилось – станции и разъезды разобрали. Пассажирское сообщение на участке Иршава – Каменка прекратилось еще раньше – в конце 1960-х годов, а на участке Берегово – Кушница – в начале 1980-х. В 1985 году часть путей Боржавской узкоколейки передали Довжанскому лесокомбинату.

Тепловох ТУ2 ведет пассажирский поезд на Боржавской узкоколейной железной дороге. Фото 1980-х годов.

За годы независимости Украины перевозки грузов по Боржавской узкоколейной железной дороге практически прекратилось. Пассажирское движение сохраняется на участках Виноградово Хмельник и Хмельник – Ирошава. Сохранена также железная дорога от Берегово до Хмельника – по ней составы выходят из депо, однако пассажирское движение бывает только как экскурсионное.

Движение за сохранение и развитие Боржавской узкоколейной железной дороги было создано в 2002 году, когда прошел первый форум «Карпатский трмвай». Для привлечения внимания к закарпатской узкоколейке ежегодно проводят несколько культурных акций – День Боржавской железной дороги (в первые выходные августа), Встреча Святого Николая на Боржавской железной дороге (19 декабря), День рождения Боржавской узкоколейки (23 декабря) и «Вино Боржавской узкоколейки» (празднуется с 2012 года).

Как сообщат закарпатский сайт «Мukachevo.net», в этом году традиционный День Боржавской железной дороги празднуется 3 – 4 августа. В эти дни проезд по узкоколейке бесплатный. В своей рейс поезд выходит в 10:00 из депо в Берегово и заканчивает неподалеку от села Хмельник на Иршавщине.

Кроме путешествия на уникальном поезде пассажиры могут насладиться красотами пейзажей Боржавской долины.

Исторические фото – из коллекции Дениса Добра, современные – с сайта «Мukachevo.net»

comments powered by HyperComments