«Укрзализныця» обратилась в СБУ по поводу нанесения ей 60 миллионов гривен возможных убытков при поставке рельсовых креплений
АО «Укрзализныця» собрало и передало в Службу безопасности Украины материалы, которые могут свидетельствовать о подозрительных действиях поставщиков закладных анкеров АЗ-2, которые используются в упругих рельсовых креплениях. Эти действия, по мнению руководства «Укрзализныци», могли повлечь за собой ущерб для госкомпании на несколько десятков миллионов гривен, поэтому государственный железнодорожный монополист приостановил разнарядки на поставку такой продукции по уже заключенным договорам. Об этом сообщили в пресс-службе «Укрзализныци».
По данным проверки, две компании с похожими названиями в 2018 – 9 году поставляли для нужд «Укрзализныци» закладные анкера АЗ-2, которые официально были произведены в Украине. Однако на самом деле эти анкера производили в Беларуси, а импортировал их оттуда отечественный производитель через компанию-прокладку. Продукция завозилась под видом заготовки, что позволяло существенно снижать импортную пошлину.
Установлено, что себестоимость такой «заготовки» составляла примерно 50 гривен, а «Укрзализныце» ее продавали как товар украинского производства уже по 94 гривны. По подсчетам «Укрзализныци» даже с учетом рентабельности реализации анкера на уровне 10%, завышение его стоимости за 7 месяцев 2019 года могло составить более 60 миллионов гривен.
«Все задействованные в этой схеме предприятия, согласно сообщениям в СМИ, связаны с двумя братьями, которые на протяжении многих лет зарабатывали сверхприбыли на железнодорожной отрасли», – обтекаемо пишет пресс-служба «Укрзализныци». Руководитель же АО «Укрзализныця» Евгений Кравцов более откровенен в своих высказываниях – на своей странице в социальной сети «Фейсбук» он написал о «Черном понедельнике для братьев Дубневичей».
Заметим, что вместо упругих креплений типа КПП-5, которые выпускаются компанией КРТ, которая контролируется братьями Дубневичами, «Укрзализныця» ранее планировала использовать при проведении капитальных ремонтов путей другие типы рельсовых креплений, в том числе – устаревшие крепления типа КБ. Крепления КБ, в частности КБ-65 относится к жестким креплениям. Его негативными чертами является многодетальность (21 деталь), а также большая материалоемкость – 41,6 т. металлических и 2,1 т. полимерных деталей на один километр пути. Кроме того крепления типа КБ являются весьма трудоемкими в обслуживании – на 1 км. насчитывается около 16 тысяч болтов, которые в процессе эксплуатации требуют периодической очистки от грязи, смазки и подтягивания гаек. Так что экономия при отказе «Укрзализныци» от упругих креплений типа КПП-5 с анкерами АЗ-2 условии их замены на крепления КБ является весьма сомнительной.