"Укрзализныця" планирует закрыть узкоколейку в Ровенской области

Фото: Максим Слободян  |  Четверг , 4 февраля 2021, 09:49
Узкоколейная железная дорога Антоновка - Заречное в Ровенской области прекратила перевозки еще в начале карантина, почти год назад. Возобновлять движение поездов руководство "Укрзализныци" не планирует - таким образом, речь идет, фактически, о ликвидации данной железной дороги.
"Укрзализныця" планирует закрыть узкоколейку в Ровенской области

Вторая по протяженности в Украине узкоколейная железная дорога имеет длину 106 километров и находится в Ровенской области - от станции Антоновка до станции Заречное почти на самой границе с Беларусью. На данный момент между двумя конечными точками осталось только две станции с путевым развитием - Белая и Владимирец. Остальные станции в разное время, вплоть до 2012 года включительно, были ликвидированы. Административно входит в состав регионального филиала "Львовская железная дорога". 

Железную дорогу Антоновка - Заречное построили в конце XIX столетия для вывоза древесины с лесозаготовок Полесья на магистральной железной дороге. Линия упоминается в документах примерно с 1895 года. 

На конечной станции Антоновка возможна пересадка пассажиров с поездов широкой колеи, перегрузка из вагонов широкой в вагоны узкой колеи, расположен пункт технического обслуживания (ПТО) вагонов и локомотивов. Однако, грузовые перевозки на узкоколейке прекратились еще в начале 1990-х, почти все грузовые вагоны были порезаны на металлолом, осталось несколько бортовых платформ и одна цистерна. Имеются два магистральных тепловоза серии ТУ2 выпуска 1950-х гг. - ТУ2-062, ТУ2-097 (для пассажирского движения) и один серии ТУ7 выпуска 1992 г. ТУ7-0767, ТУ7А-3108 (служебные), пассажирские вагоны ПВ40 (модель 48-051).

По линии узкоколейки имеется несколько десятков мостов через реки, большинство из них - еще на деревянном основании. Движение поездов осуществляется с помощью жезловой системы, в качестве сигнальных приборов используются семафоры и один светофор (входной станции Антоновка). Средняя скорость движения поездов - около 26 км/час.

Перед введением карантинных ограничений, единственный остававшийся здесь в расписании пассажирский поезд ходил всего три раза в неделю - в среду, в пятницу и воскресенье. Отправление от станции Антоновка в 7.02, прибытие в Заречное в 11.07. Обратный рейс в 12.55 со станции Заречное, прибытие в Антоновку в 17.00. С марта 2020 года движение поездов не осуществляется, за исключением крайне редких служебных рейсов.

Обеспокоенные тем, что, несмотря на возобновление пассажирских перевозок еще с июня 2020 года, узкоколейка не функционирует, жители нескольких районов Ровенской области обратились в местные СМИ и к представляющим данный регион нардепам-мажоритарщикам. 

Как следует из опубликованного ответа на обращение нардепа Виктора Мялика, подписанное руководителем "Укрзализныци" Владимиром Жмаком, возобновление движения по узкоколейке Антоновка - Заречное не планируется.

"Укрзализныця" отмечает плачевное состояние узкоколейки. Так, полной реконструкции требуют 82 километра ее длины из 106, полной замены требуют 32 моста на деревянных опорах общей длиной почти 600 метров. Фиксируется почтенный возраст имеющихся локомотивов и необходимость их постоянного ремонта. Эксплуатационное содержание узкоколейки в мало-мальски пригодно для работы состоянии обходится дорого - и продажа билетов не покрывала эти расходы. Так, в 2018 г. убыток от узкоколейки составлял 19,1 млн. гривен, в 2019 г. 22,5 млн. грн., а за 9 месяцев 2020 года - 12,8 миллиона. 

"Сейчас сегмент пригородных пассажирских перевозок приближается к "точке невозврата", когда возобновить докарантинные объемы движения будет невозможно" - говорится в документе за подписью Владимира Жмака.

В то же время руководство "УЗ" сообщает, что понимает историческое, социальное и транспортное значение узкоколейки. В связи с этим были обращения к Ровенской областной администрации с целью передать узкоколейку на баланс ОГА для ее дальнейшего содержания как исторического наследия. Также предлагались варианты возмещения расходов за счет местных властей, привлечения коммерческих структур для инвестиционных проектов и прочее - но безрезультатно.

comments powered by HyperComments