В Чехии курсируют «рельсовые маршрутки»
В Украине «рельсовыми автобусами» принято называть дизельные автомоторисы польской фирмы «PESA» 620М, которые вмещают 95 пассажиров, едущих сидя. С учетом пассажиров, которые стоят они могут перевозить до 110 пассажиров. В Чехии на малодеятельных тупиковых линиях курсируют автомоторисы еще меньшего размера, которые можно справедливо можно назвать «рельсовыми маршрутками». О таком железнодорожном транспорте рассказал львовский транспортный фанат и блоггер Орест Солтивский.
В салоне "рельсовой маршрутки" чешского производства.
«Недавно я побывал в Чехии и встретил там на малодеятельных линиях с малым пассажиропотоком очень интересный подвижной состав – это автомоториссы, которые можно справедливо назвать «рельсовыми маршрутками». И не только потому, что они вмещают немного пассажиров, а еще и потому, что в этих моторисах нет ни кондукторов, ни проводников. Билеты пассажирам на остановках реализует сам машинист такой моториссы», – рассказывает Орест.
«Рельсовые маршрутки» принадлежать государственному чешскому оператору железных дорог «České dráhy» и региональным перевозчикам Чехии. Это автомоторисы моделей 809 и 810 (М 152.0). В общей сложности заводом «Vagónka Studénka» в 1973 – 1982 годах было выпущено 678 таких автомоторис. В салоне они имеют 40 сидений, кроме того 15 пассажиров может ехать стоя. Моторисы оснащены двигателями LIAZ ML 634 мощностью в 155 киловатт и могут развивать скорость до 80 километов в час.
Сцепка из двух "рельсовых маршруток".
«Я считаю, что такие вот моторисы – «рельсовые маршрутки» это очень хорошее решение для малодеятельных железнодорожных веток, где нет большого пассажиропотока и экономически невыгодно эксплуатировать традиционные дизель-поезда. Еще одной особенностью чешских моторис является то, что они, как и трамваи, могут работать по системе многих единиц, то есть если пассажиропоток в какие-нибуть дни увеличивается, можно прицеплять еще одну моторису», – говорит Орест.
По мнению транспортного фаната «Укрзализныци» надо не закрывать малодеятельные ветки, а осваивать выпуск различного типа «рельсовых автобусов».
«К примеру, в Черновицкой области сейчас ходят в основном грузопассажирские поезда из тепловоза ЧМЭ3 и пассажирского вагона. А их можно было бы успешно заменить вот такими «рельсовыми маршрутками», – считает Орест Солтивский.
Фото Ореста Солтивского и с сайта "vlaky.net".