Латвия покупает 32 чешских пригородных электропоезда для Рижского железнодорожного узла
Долгое время латвийский оператор железнодорожных пассажирских перевозок – компания «Pasazieru Vilciens» не могла завершить тендерную процедуру по закупке новых электропоездов для замены изношенных электропоездов типа ЭР2, выпущенных еще во времена СССР на Рижском вагоностроительном заводе.
В начале 2019 года победителем тендера на поставку новых электропоездов для обслуживания Рижского железнодорожного узла была признана компания «Talgo», однако другие участники тендера оспорили его результаты. В феврале 2019 года компания «Pasazieru Vilciens» изменила свой выбор в пользу чешского производителя «Škoda Vagonka». 30 июля 2019 г. был подписан контракт «Pasazieru Vilciens» с компанией «Škoda Vagonka» (входит в группу «Škoda Transportation») на поставку 32 электропоездов. В рамках контракта стоимостью 241,9 млн евро также предусматриваются обслуживание подвижного состава, поставка запасных частей и обучение персонала.
В 2012 г. «Pasazieru Vilciens» сделал выбор в пользу испанской CAF на поставку 34 трехвагонных электропоездов «Civity» и 7 трехвагонных дизель-поездов, однако итоги тендера были отменены после апелляции со стороны компании «Stadler». В 2014 г. уже компания «Hyundai Rotem» успешно оспорила итоги второго тендера на поставку 25 электропоездов, победителем которого была выбрана «Stadler».
В декабре 2015 г. предварительный отбор в ходе третьего тендера на поставку 32 электропоездов прошли четыре компании – CAF, «Škoda Vagonka», «Stadler Poland» и «Talgo». Позднее, в ноябре 2018 г., в качестве поставщика подвижного состава была выбрана «Talgo». Однако в январе 2019 г. и это решение было отменено, а последующие апелляции «Talgo» Латвийское бюро по контролю за закупками отклонило.
Поставки нового подвижного состава колеи 1520 мм «Škoda Vagonka» должна начать до истечения 140 недель после подписания контракта, а закончить в 2023 г. Четырехвагонные поезда длиной 109 м, рассчитанные на скорость 160 км/ч, имеют 436 мест для сидения и вмещают еще 450 пассажиров, едущих стоя.
Поезда будут эксплуатироваться на линиях, электрифицированных на постоянном токе напряжением 3 кВ. В дальнейшем, после перевода пригородной сети Риги на переменный ток, возможно их переоснащение на питание от контактной сети переменного тока напряжением 25 кВ. Поезда способны работать в диапазоне температур от –40 до +40 °С.
Очевидно, что после прибытия новых пригородных поездов, электропоезда ЭР2 и их модификации производства Рижского вагоностроительного завода будут выведены в Латвии из эксплуатации. Поэтому «Укрзализныци» стоило бы задуматься над тем, как выкупить этот подвижной состав, поскольку он полностью идентичен по своим характеристикам с теми электропоездами, которые эксплуатируются в Украине, однако качество технического обслуживания и ремонта в Латвии было намного выше, чем в Украине.