Электронный билет в Закарпатье: «Я живу в Европе, а вы в Украине»
Хотелось как лучше...
Довелось мне несколько дней назад воспользоваться коммунальным автобусом в Мукачево — втором по значению городе украинского Закарпатья.
Надо сказать, что местные власти взяли совершенно правильный стратегический курс: создали муниципального перевозчика в виде КП «Мукачевопасстранс», закупили для него пару десятков новеньких автобусов и запустили работу электронного билета. Но вот реализация правильной стратегии оказалась сделанной в точном соответствии со тезисом бывшего премьер-министра России Виктора Черномырдина "хотелось как лучше, но получилось как всегда".
Но получилось как всегда...
Начнем с автобусов. Вместо современных низкопольных машин закупили маленькие бусики «Атаман». Их производят на Черкасском автозаводе на шасси и ходовой части японского грузовичка «Исузу». Это те же привычные нам маршрутки «Богдан», но с обновленным внешним видом и пониженной задней площадкой. Они не годятся для маршрутов с большим пассажиропотоком.
Продолжим анализом системы электронного билета. Ровно половину ширины проема передней двери занимает «валидатор» - устройство для считывания электронных билетов. Его установили на причудливой конструкции из поручней и снабдили турникетом, не дающим возможности зайти безбилетному пассажиру. Алгоритм работы автобуса по такой системе таков: он подъезжает к остановке, открывает переднюю дверь, и в нее по одному, оплачивая проезд и проходя через турникет, заходят пассажиры. И лишь потом открывается и задняя дверь для выхода пассажиров. В результате автобус очень долго стоит на остановке и теряет драгоценное время.
Такая система с 2004 года работала в Москве, где доказала свою низкую эффективность — и сейчас постепенно ликвидируется.
Как это не работает
Электронные билеты в Мукачево бывают трех видов и основаны на базовой стоимости проезда в гривен. Это разовые бумажные билетики с QR-кодом, их можно купить в нескольких десятках торговых точек по всему городу. Это карточки — проездные билеты на неделю, месяц и более. Это банковские карты с технологией NFC. Скидок при покупке карточек на проезд длительного срока действия нет.
На практике вся система не работает. Пассажиры по нескольку раз безуспешно пытаются просканировать карточки или бумажные билеты в валидаторе. Не получается. Поэтому на остановках водитель выходит из кабины, и сам сканирует билеты. Оказывается, сканер таки работает — но только в строго определенном положении QR-кода относительно сканера. На остановке автобус стоит по 5-10 минут, а пока водитель выходит — создается аварийно-опасная ситуация. Но зато хоть как-то,
Хотя платить наличными деньгами водителю нельзя, некоторые пассажиры «незаметно» протягивают пять гривень, а в ответ водитель открывает турникет у двери. Пусть и маленькая, но коррупция в масштабах одного отдельно взятого автобуса.
«Я живу в Европе, а вы в Украине»
Не всем пассажирам нравится, когда новомодный электронный билет работает через пень-колоду. И неудобно, и ехать приходится чуть ли не вдвое дольше. Понятно, что водитель автобуса, вынужденный вручную сканировать каждый билетик — тоже заложник некорректной работы системы.
Но когда надо пропустить пассажиров с детьми, которым по возрасту еще не нужен билет, через турникет — то выходит это примерно так. Водитель автобуса пропускает малыша через турникет, а мама остается ждать снаружи до тех пор, пока не пройдут все остальные пассажиры с билетами. Пока ребенок плачет, водитель замечает: «А что такое? Я в Европе живу, а вы в Украине».
После чего тот же водитель при попытке сфотографировать автобус — выходит из кабины на улицу и требует удалить фото в совершенно нецензурных выражениях. Его останавливает лишь упоминание статьи Уголовного кодекса о препятствовании журналистской деятельности и напоминание о пункте должностной инструкции с запретом покидать рабочее место во время движения по маршруту и создавать тем самым опасность для пассажиров автобуса.
Итак, для нормальной работы муниципального перевозчика мало купить автобусы. Мало отказаться от наличности и внедрить безналичный расчет - система должна исправно работать. Мало - декларировать о проводимых реформах и европейском подходе, если все впечатление портит хам-водитель, относящийся к пассажирам как к людям второго сорта. Нужна ли подобная реализация электронного билета в Одессе? Очевидно, что нет. Одесская система должна быть проработана на настолько высоком уровне, чтобы не создавать неудобств пассажирам. И, самое главное - электронный билет в общественном транспорте должен работать для людей. Как и сам транспорт - обслуживаться людьми и работать для людей.