Скоростной трамвай в Одессе: куда поедет и сколько стоит
Итак, 2 сентября Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития окончательно выделили Одессе 47 миллионов евро на проект трамвайного маршрута "Север-Юг". Как только его не называют - и скоростной трамвай, что методологически верно, и "магистральный" трамвай, что тоже методологически верно, и даже "наземное метро", что в данном случае является ошибкой. Дело в том, что маршрут "Север-Юг" будет иметь одноуровневые пересечения с другими улицами, будет иметь сложный в плане отделения его линии от остального потока транспорта участок в центре города. А главный критерий, который позволяет выделить метро именно как скоростной транспорт - это полное выделение от всех остальных потоков транспорта (хоть в тоннель, хоть на эстакаду, хоть за забор).
Беседовали мы с ведущим Олегом Соловкиным и урбанистом, бывшим депутатом областного совета Петром Обуховым. Разговор получился необычайно плодотворным и конструктивным, а дискуссия позволила сделать определенные выводы.
Итак, маршрут трамвая "Север-Юг" - это 32-километровая линия через всю Одессу, от поселка Котовского до Люстдорфа. Физически она есть уже сейчас. Превращение же ее в скоростной маршрут - это, по сути, модернизация, апгрейт. Если мы будем говорить о времени в пути по всему маршруту, то проектные показатели от Паустовского до Люстдорфа - около полутора часов. Сейчас то же расстояние на трамваях с пересадками мы будем ехать не менее 2 - 2,5 часов и не менее 2 часов на маршрутке. Средняя скорость трамваев на маршруте "Север-Юг" с учетом остановок для посадки-высадки пассажиров составит 22-23 км/час против нынешних 16 км/час. К слову, средняя скорость трамваев по городу в целом - около 14 км/час, маршруток - 18 км/час, такси - 22 км/час.
Мы сошлись во мнении, что трамвай - наиболее перспективный вид городского электротранспорта для Одессы. Он большей частью проходит по обособленному от потока автотранспорта полотну (исключение - лишь некоторые линии в центре города и на Фонтане). При использовании современных многосекционных вагонов или сцепок из двух-трех вагонов трамвай по своей пропускной способности может достигать цифр от 5 до 10 тысяч человек в час и приближаться по этим показателям к метро. Современный трамвай - очень комфортный и быстрый вид транспорта, и даже старые трамваи по хорошим рельсам могут ехать очень быстро. И все это уже подтверждается статистикой: пассажиропотоки одесского электротранспорта растут, особенно на трамваях. Причем трамваи в 2019 году перевезли в одной Одессе больше пассажиров, чем все автобусы во всей Одесской области.
В то же время троллейбус, который сейчас в Одессе обновлен примерно на две трети, имеет один существенный в условиях нашего города недостаток - он стоит в пробках. Но выигрывает по уровню комфорта у так же стоящих в пробках маршруток.
Каковы методы "ускорения" трамваев по линии "Север-Юг"? Разумеется, это замена путей. Участки от Старосенной площади до Пересыпского моста в центре Одессы ремонтируются за счет городского бюджета. Участок длиной 13,5 км от Пересыпского моста до улицы Паустовского будет отремонтирован за счет кредита. Работы будут вестись поэтапно, без закрытия движения - то есть, на ремонтируемом в данный момент участке длиной от 500 метров до километра будет организовано реверсивное движение по одному пути, пока второй меняют. На это как раз и пойдут почти 20 миллионов евро от ЕБРР.
Режим "зеленого коридора" или "зеленой волны" позволит трамваям автоматически или по сигналу водителя переключать себе зеленый свет светофора. Это, по опыту внедрения пару лет назад в Иерусалиме, позволит только за счет быстрого проезда перекрестков увеличить среднюю скорость трамваев на четверть и пассажиропоток на 40% - при том же количестве вагонов на линиях.
Для "Север-Юг" город получит новые трамваи. 37 штук будут покупать за кредитные средства (16 многосекционных с низким уровнем пола - за кредит ЕИБ в 20 миллионов евро, 21 односекционный с низким уровнем пола - за кредит ЕБРР в 7,5 миллионов евро). Кроме того, в одесских вагоноремонтных мастерских собирают до 2021 года еще 30 вагонов - 6 трехсекционных (2 уже в процессе) и 24 односекционных "Одиссея". Вместе с уже имеющимися новыми вагонами местной сборки это даст к 2021 году 89 новых или почти новых трамваев.
Основных проблем у маршрута "Север-Юг" две.
Первая - это выделение трамвайных путей на улицах Преображенской и Софиевской. Технически это сделать легко по любому из применяемых в различных городах решений - столбиками, трубами, отбойниками и так далее. На деле же это требует комплексного решения проблемы парковки автомобилей на крайних полосах проезжей части, межведомственных отношений городских управлений транспорта, дорожного хозяйства и так далее, применения новых строительных норм и, самое главное, политической воли местной власти - в пользу общественного транспорта и не в пользу автомобилистов.
Вторая проблема - необходимость ремонта трамвайных путей по значительной части маршрута по улице Водопроводной и Люстдорфской дороге.
Тем не менее, маршрут "Север-Юг" может быть запущен в "быстром" по времени варианте сразу после завершения ремонта трамвайных путей по улице Софиевской и спуску Маринеско - по тем рельсам, что есть и на тех вагонах, что есть. Он будет не слишком отличаться по скорости от того, что есть сейчас, но обеспечит то, чего нет до сих пор - беспересадочную связь всех основных районов Одессы между собой. В идеальном варианте, с новыми рельсами к поселку Котовского и на современных низкопольных трамваях маршрут "Север-Юг" не стоит ожидать ранее 2021 года - потому что нужно время на ремонт путей, на проведение международных тендеров по закупке вагонов и их изготовление.