Как в Одессе развивалась трамвайная система в 2021 году (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Вторник , 21 декабря 2021, 15:50
Начинаем подводить итоги 2021 года для одесского трамвая. Сколько трамваев собрали в 2021 году и каких, что с закупками трамваев, сколько их вообще, что с инфраструктурой.
Как в Одессе развивалась трамвайная система в 2021 году (ВИДЕО)

Анализ сборки новых вагонов "Одиссей" и "Одиссей-Макс", закупок по тендерам Европейского инвестиционного банка, сколько в Одессе сейчас трамваев и каких, а также краткий анализ состояния трамвайной инфраструктуры - в нашем видеосюжете.

Мы побывали в вагоноремонтных мастерских КП "Одесгорэлектротранс", где завершается сборка одиночного вагона "Одиссей" с бортовым номером 3322 и начинается сборка уже четвертого трехсекционного "Одиссей-Макса". Всего же за 2021 год в Одессе собрали 5 односекционных и один трехсекционный "Одиссей". Таким образом, полностью завершена сборка вагонов, закупленных по тендерам 2020 года. А закупленный в 2021 году "Одиссей-Макс" будет готов уже в 2022-м.

Таким образом, за последние пять лет в Одессе собрали уже 30 новых трамваев, нынешний почти готовый вагон №3322 станет тридцатым, а очередной "Одиссей-Макс" - уже 31-м.

Продолжается тендерная закупка 12 полностью низкопольных трехсекционных трамваев за средства кредита в 20 миллионов евро от Европейского инвестиционного банка - сроком на 20 лет под 2% годовых.

Трамваи "Одиссей" собирают на основе закупаемых у стороннего производителя - компании "Политехносервис" - кузовов вагонов и секций с электронными системами управления. Затем уже в вагоноремонтных мастерских из этой основы собирают вагоны и ставят их на ходовые тележки. Сами тележки - типа "Татра-Т3", у которых из старого остаются только их рамы и корпуса тяговых электродвигателей. Все остальное в вагоне новое - хотя такая сборка и оформляется как капитальный ремонт с модернизацией.

Если говорить о цене, то одиночный "Одиссей" стоит 6,6 миллиона гривен, если считать только корпус вагона с системой управления, и около 8 миллионов - с передней и задней масками, ходовой частью и интерьером салона. А вот трехсекционный "Одиссей-Макс" дороже - почти 20 миллионов гривен за корпуса секций и около 22-24 миллионов за полностью готовый вагон. Для сравнения, аналогичный по длине, габаритам и вместимости, но полностью низкопольный трамвай "Электрон" стоит около 55-56 миллионов гривен.

Всего в Одессе сейчас 189 пассажирских трамваев, не считая пока еще не собранного "Одиссей-Макса". Из них 30 вагонов местной сборки с частично низким уровнем пола - 16 "Каштанов" 2015-2018 гг. выпуска, 11 "Одиссев" 2018-2021 гг. выпуска, три трехсекционных "Одиссей-Макса" 2019-2021 гг. выпуска. Есть еще 1 частично низкопольный вагон "Татра-Юг-К1М", закупленный в 2015 году. 

Также имеются 10 высокопольных вагонов "Татра-Юг-К1" середины 2000-х г. выпуска и один "Татра-Юг-Т6В5" 1997 г. выпуска.

Но основу парка трамваев все еще составляют 109 вагонов "Татра-Т3 R.P", которые прошли капитальную модернизацию с установкой экономичной транзисторно-импульсной системы управления чешского производства компании "Cegelec". Также есть 10 вагонов "Татра-Т3А" с электронной системой управления венгерского производства "Ganz", которые в 2015 году купили подержанными из Риги. 

А вот все вагоны с устаревшей и неэкономичной реостатно-контакторной системой управления - "Татры-Т3", оставшиеся без модернизации еще с советских поставок или закупленные в 2011-2012 гг. подержанными в Чехии, фактически выведены из эксплуатации.  

Тем не менее, ежедневно на маршруты выходит от 120 до 140 трамваев. 

В плане развития инфраструктуры городу трудно пока что чем-либо похвастаться. Магистральный маршрут "Север-Юг" до сих пор не запущен, чему мешает реконструкция последнего квартала улицы Преображенской на перекрестке с Новощепным Рядом. Хотя на самом перекрестке уже натягивают контактную сеть и готовятся к возможности запустить движение трамваев только по Новощепному Ряду уже через несколько дней, до конца декабря. Здесь на Новощепном Ряду установили повышенные остановочные платформы, а на Преображенской около "Привоза" - остановку "венского типа", в которой роль посадочной платформы играет проезжая часть, уровень которой повышен до уровня первой ступеньки трамвая.

В 2021 году завершили ремонт и запустили движение трамваев по кольцу на Алексеевской площади. Завершили, но без запуска движения трамваев, ремонт путей по Новощепному Ряду.

Также ведутся разговоры о будущем капитальном ремонте трамвайных путей на Пересыпи  - от улицы Черноморского Казачества до поселка Котовского, также за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития на 20 миллионов евро. Но начнется этот ремонт только после того, как капитально отремонтируют дамбу Хаджибейского лимана, обеспечив этим безопасность Пересыпи от возможного наводнения. Так что, реконструкция трамвайной линии на поселок Котовского начнется через несколько лет.

В целом же 2021 год оказался для одесского трамвая не самым плохим, но и не самым хорошим. С одной стороны, пополнялся парк вагонов за счет местной сборки, с другой - до сих пор не завершена закупка трамваев по кредиту ЕИБ. Из-за многочисленных ремонтов и очень долгих их сроков единая трамвайная сеть еще с 2020 года разбита на две части, что очень неудобно и для пассажиров, и для самих транспортников. 

comments powered by HyperComments