Международные поезда «Укрзализныци»: сегодня и одиннадцать лет тому назад
Руководство «Укрзализныци» постоянно уверяет: европейское направление в пассажирских перевозках в приоритете. Мы решили проверить: когда было больше поездов и беспересадочных вагонов в европейском направлении: сейчас или одиннадцать лет тому назад. Расписание движения поездов дальнего следования за 2008 год чудом сохранилось на сайте «Стежка».
Международные поезда и прицепные вагоны «Укрзализныци» в европейском направлении в 2019 году
На данный момент в направлении стран Европейского Союза курсируют всего семь полноценных поездов, причем четыре из них – только до польской пограничной станции Перемышль.
В направлении Беларуси и стран Балтии с конца сентября 2018 года курсирует фирменный поезд «Четыре столицы» №31/32 Киев – Рига, маршрут которого проходит через Минск и Вильнюс. Периодичность этого поезда – раз в четыре дня (без привязки к конкретным дням недели). В дороге он почти 19 часов.
В направлении городов Польши курсирует два ежедневных поезда; № 51/52 Львов – Врроцлав (в пути 12,5 часов), а также № 67/68 Киев – Варшава (в пути 16 часов 45 минут).
До пограничной станции Перемышль курсирует два ежедневных поезда «Интерсити +» из Киева №705/706 и №715/716, ежедневный поезд № 35/36 из Одессы. По выходным и отдельным праздничным дням запускают поезд № 89/90 Львов – Перемышль.
Эти семь поездов – это и есть все международные поезда «Укрзализныци». Кроме них в польском направлении курсируют также прицепные вагоны Киев – Вроцлав (в составе поезда № 51/52 и №749/750 Киев – Ивано-Франковск), а также Днипро – Перемышль (по отдельным дням). Т.е. к семи поездам добавляем еще два безпересадочних вагона.
Беспересадочные вагоны до Вены курсируют из Киева ежедневно. В направлении столицы Австрии вагон отправляется в составе скоростного поезда № 749/750 Киев – Ивано-Франковск. В дороге они 22 часа 14 минут. В обратном направлении вагон он имеет собственную нумерацию № 147 и в дороге почти 24 часа. Маршрут беспересадочного вагона Киев – Вена пролегает через венгерские города Дебрецен и Будапешт.
Беспересадочный вагон Киев – Кошице курсирует ежедневно в составе скорого поезда «Десна» № 81 Киев – Ужгород. На преодоление маршрута уходит почти двадцать с половиной часов.
В столицу Румынии беспересадочный вагон из Киева курсирует раз в неделю в составе фирменного поезда «Буковина» Киев – Черновцы.
На летнее время «Укрзализныця» запустила прицепные беспересадочные вагоны к белорусскому поезду № 451 Минск – Варна. Эти вагоны курсируют в отдельные дни лета 2019 года.
Итак, подводим итог – в 2019 году в города ЕС курсирует семь международных поездов в Варшаву, Вроцлав, Вильнюс и Ригу, а также шесть беспересадочных вагонов, из которых один летний.
Что до поездов Мукачево – Кошице, а также Мукачево – Будапешт, которые пиарило руководство «Укрзализныци», эти поезда обслуживают составы венгерских и словацких железных дорог. Тоже самое касается и поездов Вадул-Сирет – Сучава и Вадул-Сирет – Русе, которые обслуживаются подвижным составом железных дорог Румынии.
Международное пассажирское железнодорожное сообщение «Укрзализныци» в 2008 году
Одиннадцать лет назад полноценные пассажирские международные поезда сообщали Киев с Берлином, Варшавой, Вроцлавом и Вильнюсом, а также Львов с Краковом. Кроме того, курсировало множество прицепных вагонов.
Фирменный поезд «Каштан» № 29/30 Киев – Берлин курсировал ежедневно. Из Киева до Ковеля данный поезд также шел кратчайшим маршрутом через Коростень по неэлектрифицированной линии. Его конечной была станция Берлин-Гесундбруннен, в границах немецкой столицы также была предусмотрена остановка на станции Берлин-Лихтенберг. Маршрут поезда проходил через польские города Дорохуск, Хелм, Люблин, Варшаву и Познань. В Украине остановки были предусмотрены на Коростене, Ковеле и пограничном Ягодыне. В общей сложности в пути поезд был почти 42 часа, из них более трех часов поезд стоял на пограничных станциях.
В составе этого поезда курсировали беспересадочные вагоны из Донецка (дважды в неделю), Симферополя (дважды в неделю), Одессы (четырежды в неделю), Львова (один раз в неделю), Харькова (дважды в неделю).
Скорый поезд № 67/68 Киев – Варшава также курсировал ежедневно. Остановки в Украине были предусмотрены в Коростене, Сарнах, Рафаловке, Ковеле и Ягодыне. В Варшаве поезд имел остановки на трех станциях – Варшава-всходня, Варшава-центральная, Варшава-заходня. В дороге поезд был 35,5 часов. В составе этого поезда были вагоны из Днепра (раз в неделю), Симферополя (два раза в неделю), Харькова (два раза в неделю) и даже из столицы Казахстана – Астаны.
Для сообщения с Литвой в летнее время курсировал поезд №181 Симферополь – Вильнюс, который курсировал через день. Также существовал беспересадочный вагон сообщением Киев – Вильнюс.
Через Львов в направлении польских городов курсировал ежедневный поезд № 51/52 Киев – Вроцлав, а трижды в неделю № 35/36 Киев – Краков.
В составе ежедневного поезда № 51/52 Киев – Вроцлав также курсировал целый ряд беспересадочных вагонов. В частности, раз в неделю в его составе курсировал вагон Ясиноватая (Донецк) – Прага (через Перемышль, Ярослав, Тарнув, Краков, Остраву и Оломоуц). Беспересадочный вагон Одесса – Прага в зимнее время курсировал дважды в неделю, а в летнее – четыре раза в неделю. Кроме того, в составе поезда №51/52 курсировал ежедневный беспересадочный вагон Киев – Прага. Расстояние между столицами Украины и Чехии он преодолевал почти за 45 часов. В составе этого же поезда были ежедневные беспересадочные вагоны сообщением Одесса – Перемышль, а также Одесса – Варшава. Из Одессы до Львова их вел скорый фирменный поезд «Хаджибей» № 108/107 Одесса – Ужгород. Летом также ежедневно курсировали беспересадочные вагоны Одесса – Вроцлав.
Таким образом, в 2008 году насчитывалось пять регулярных международных поездов «Укрзализныци», в составе которых было 16 беспересадочных вагонов из различных городов Украины.
Через Львов и Чоп в составе фирменного поезда «Дукла» №7/8 Киев – Чоп пять раз в неделю курсировали беспересадочные вагоны Киев – Вена (пять раз в неделю) и Львов – Вена (дважды в неделю). Маршрут этих вагонов пролегал через пограничную станцию Чиена-над-Тисой, Кошице, Жилину, Пухов, Братиславу. В Вене было предусмотрено три остановки. Путь из Киев в Вену занимал почти 46 часов, из Львова – 36 часов 46 минут.
Таким образом, к 16 беспересадочным вагам в составе международных поездов «Укрзализныци» добавляем еще три.
Целый ряд беспересадочных вагонов «Укрзализныци» в направлении городов Европы курсировал также в составе поездов АО «Российские железные дороги». В частности, это были прицепные вагоны в составе поезда № 15 Москва – Ужгород: Киев – Салоники (в летнее время, раз в неделю) и Киев – Зареб (по четвергам).
Через Черновцы и Вадул-Сирет в составе поезда №59/60 «Болгария-экспресс» курсировали прицепные вагоны «Укрзализныци» сообщением Киев – София (ежедневно), Львов – София (трижды в неделю), Львов – Бургас (дважды в неделю) и Харьков – Варна (дважды в неделю).
Итак, по состоянию на 2008 год «Укрзализныця» эксплуатировала в европейском направлении пять международных поездов 25 беспересадочных вагонов.
Результаты железнодорожной «евроинтеграции»
На данный момент, количество украинцев, которые едут в ЕС железнодорожным транспортом крайне невелико – основная масса жителей нашей страны путешествует в города Европы автомобильным транспортом и самолетами, благо количество международных авиарейсов в направлении ЕС в последнее время постоянно растет.
Что до количества городов Европы, куда можно доехать по железной дороге, значительно сократилось по сравнению с 2008 годом. Причин здесь несколько, основная из которых «волевое решение» Министерства инфраструктуры времен премьерства Николая Азарова, благодаря которому в 2011 году прекратил курсирование фирменный поезд «Каштан» сообщением Киев – Берлин, а также прекращено курсирование целого ряда беспересадочных вагонов в европейском направлении.
Вся «евроинтеграция» последних пяти годов свелась в основном к запуску поездов «Интерсити+» до пограничного польского города Перемышля, где у пассажиров есть возможность пересесть на междунарожные поезда польских железных дорог «РКР»…
Объективной причиной, которая мешает развитию международного пассажирского сообщения, является разница в ширине колеи в Украине и Европейском Союзе. Поэтому нужно либо использовать специальный подвижной состав, либо менять тележки под пассажирскими вагонами на пограничных станциях.
Проекты прокладки «евроколеи» хотя бы до Львова обсуждались с момента обретения Украиной независимости, однако они так и не реализованы. Самым дешевым вариантом устройства «евроколеи» до Львова могла бы стать «перешивка» под европейский стандарт железной дороги от Равы-Русской до пригородной станции Брюховичи (дотянуть «евроколею» до Львовского вокзала сложно из-за особенностей Львовского железнодорожного узла). Этот проект был озвучен в прошлом году Министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном, однако никаких движений в сторону его реализации «Укрзализныця» не сделала.
Пока что украинцам остается надеяться на то, что обещания главы «Укрзализныци» о возрождении в этом году поезда Киев – Берлин таки материализуются…