Программа украинского правительства утверждена: что в ней говорится от транспорте и инфраструктуре

Антон Лягушкин, Александр Вельможко (фото)  |  Воскресенье , 6 октября 2019, 12:21
Верховная Рада Украины во второй половине дня пятницы 4 октября подержала Программу деятельности Кабинета Министров Украины
Программа украинского правительства утверждена: что в ней говорится от транспорте и инфраструктуре

Кабинет Министров Украины Алексея Гончарука достаточного оперативно подготовил проект Программы деятельности Кабинета Министров и уже 29 сентября 2019 года направил ее на рассмотрение Верховной Рады Украины – проект программы был размещен на сайте украинского парламента. К концу пятничного рабочего дня Верховная Рада в 17:46 во время процедуры поименного голосования поддержала Постановление о Программе деятельности Кабинета Министров (№ 2186) в целом. Документ поддержало 236 депутатов, против высказался 21 народный избранник, 36 воздержалось, а 64 не голосовало.

В отрасли транспорта и инфраструктуры Кабинет Министров Украины ставит перед собой весьма амбициозные задачи:

1. Пассажиры и грузоотправители должны получить доступ к качественной и безопасной железной дороге. Планируется увеличение средней безопасной скорости поездов не менее чем на 10%, а также уменьшение количества аварий и инцидентов на железной дороге на 30%;

2. Украинцы должны тратить меньше времени на дорогу автомобильным транспортом и меньше рисковать попасть в ДТП – планируется, что среднее время на дорогу для пассажирских и грузовых перевозок должно уменьшится на 10%, а снижение уровня аварийности – на 30 %.

3. Пассажиры и бизнес должны получить доступ к водному транспорту (перевозки по рекам и морю). В отрасли водного транспорта Правительство Украины планирует увеличить пассажирские перевозки водным транспортом не менее чем в 2 раза (с 19,1 тыс. пассажиров до 38 тысяч), а объемы морских грузовых перевозок должны возрасти как минимум на 10%, а внутренними водными путями – в два раза;

4. Украинцы должны чаще и дешевле пользоваться авиатранспортом – цена авиабилета должна приблизиться к среднеевропейской, пассажиропоток должен возрасти на 60 % (с 20 миллионов пассажиров до 32 миллионов за год), грузопоток авиации должен вырасти на 20% (с 94 тысяч тонн до 112 тысяч тонн в год). Мобильности украинского населения в авиатранспорте должна повысится на 10% - с 5% сейчас до 15%.

Пятым пунктом записано развитие качественной почтовой услуги в Украине. Кабмин ставит перед собой задачу повышения доступности объектов почтовой связи на 20% с фокусом на мелкие и отдаленные населенные пункты.


 

Железные дороги Украины

Для повышения качества железнодорожных услуг правительство Украины обещает создать открытый и конкурентный рынок железнодорожных перевозок и обеспечить равноправный доступ к железнодорожной инфраструктуре и справедливую конкуренцию между железнодорожными перевозчиками. Это, очевидно, говорит о том, что правительство наконец создаст возможность начала работы операторов частной тяги.

Что касается судьбы АО «Укрзализныця», то в Программе Кабмина четко записано, что компанию разделят на оператора инфраструктуры, а также грузового и пассажирского перевозчика. Компания должна стать прозрачной – будет проведено публичное размещение акций украинских железнодорожных компаний на международных биржах.

Что касается обновления подвижного состава, Кабинет Министров Украины планирует за 5 лет обновить 200 единиц тягового подвижного состава, 800 пассажирских вагонов и 10 электропоездов класса «Интерсити». Планируется обновление и ремонт около 5000 километров железнодорожных путей.

В программе также сказано, что для повышения качества обслуживания пассажиров на вокзалах планируется привлечение инвестиций в развитие вокзальных комплексов на условиях частно-государственного партнерства. Такая судьба ждет Центральный пассажирский вокзал Киева и железнодорожные вокзалы Николаева и Запорожья.

В Программе деятельности Кабинета Министров Украины к сожалению ни слова не сказано о планах развития пригородного железнодорожного сообщения – самого массового и одновременно самого убыточного сектора пассажирских железнодорожных перевозок. К сожалению, большая часть парка пригородных поездов в Украины уже давно выработала свой ресурс и нуждается в замене – к примеру на Приднепровской железной дороге до сих пор эксплуатируются электропоезда ЭР1 выпущенные в самом начале 1960-х годов. Финансирование закупки пригородного подвижного состава должно было бы финансироваться в частности и местными властями регионов, однако они не только не вкладывают средства в развитие пригородного железнодорожного сообщения, но и не выплачивают в полном объеме компенсации за перевозки своих пассажиров-льготников.


 

Автомобильные дороги и их безопасность

Правительство отмечает, что плохое состояние автодорог стало общенациональной проблемой – проблемы накоплены за много лет и требуют значительных средств и времени для их решения.

Кабмин обещает, что на протяжении следующих 5 лет в нормальное состояние будет приведено 24 тысячи километров автодорог общего пользования государственного значения. В правительстве говорят о внедрении эффективной системы контроля качества строительства автомобильных дороги и их безопасности на основе ведущих европейских практик, а также о повышении качества эксплуатационного содержания украинских автотрасс.

Также Кабмин обещает внедрение интеллектуальных транспортных систем в отрасли дорожного хозяйства и дорожной инфраструктуры. Для защиты дорог от разрушения будет внедряться габаритно-весовой контроль в движении, в том числе автоматические системы WIM (Weigh-in-Motion) – таких систем в Украине будет не менее 150.

Также правительство планирует повысить уровень безопасности дорожного движения – обещают усовершенствование системы предупреждения ДТП, повысить уровень безопасности перевозки пассажиров и грузов. В том числе планируется повысить уровень безопасности транспортных средств и внедрить систему контроля в сфере безопасности движения с помощью внедрения системы автоматической фиксации нарушений в сфере безопасности дорожного движения.

Кроме этого Правительство Украины планирует расширение сети автомобильных дорог Украины за счет строительства платных и концессионных автомобильных дорог.


 

Водный транспорт

Правительство отмечает, что сегодня в Украине недостаточно используется потенциал морских и речных транспортных перевозок. Поэтому необходима развивать современную инфраструктуру морского и речного транспорта, обеспечить эффективную работу портового хозяйства и предприятий морского и речного транспорта.

Особое внимание в Кабмине обещают уделить созданию условий для эффективной работы предприятий морского и речного транспорта. В том числе планируют построить и модернизировать не менее 15 глубоководных причалов с допустимой осадкой от 15 метров (сейчас функционирует только 5 таких причалов), а также провести капитальный ремонт шлюзов.

Кабинет Министров обещает создать конкурентный и эффективный рынок с прозрачными условиями доя качественной работы портовых операторов, производителей продукции, перевозчиков и судовладельцев. Также планируется повысить уровень безопасности судоходства и установить единые национальные правила и требования к торговому и рыболовецкому флоту в соответствии с международным законодательством.

Эти мероприятия должны стимулировать развитие морского и речного флота, в том числе построенного украинскими судостроителями минимум на 30% - на протяжении 2017-8 годов на отечественных верфях построено 3 судна на экспорт и 25 сужен для внутреннего рынка.

Значительное внимание в Правительстве Украины обещают уделить экологическому аспекту – будет усовершенствована система реагирования на загрязнение морских вод, обеспечена работа национальной системы неотложной и эффективной работы с событиями, которые приводят к загрязнению моря или береговой полосы нефтью и другими вредными веществами.


 

Авиационный транспорт

Правительство планирует стимулировать развитие авиатранспорта в Украине за счет развития сети качественных аэропортов, в развитие которой необходимо инвестировать значительные средства вместе с бизнесом на условиях концессии.

Правительство обещает, что обеспечит граждан и бизнес удобными, доступными и безопасными услугами авиационного транспорта. Для этого будет оказана поддержка модернизации региональных аэропортов, внедрение новых внутренних и международных авиарейсов. Кроме этого правительство обещает упрощение доступа к рынку услуги по наземному обслуживанию.

Также Кабмин обещает развитие рынка «бюджетных» авиаперевозок по модели «low-cost». В Мининфраструктуры хотят, чтоб лоукостеры обслуживали около двух третей авиационных маршрутов – их долю планируют увеличить с 38% до 63%.


Строительство новой взлетно-посадочной полосы в Одесском аэропорту. Фото Сергея Смоленцева.

Развитие рынка, по замыслу Кабмина, должно привлечь новых игроков, что увеличит предложение и поможет снизить цены на билеты. В свою очередь это позволит привлечь в авиатранспорт новых клиентов и обеспечит возрастание рынка.

Отдельное внимание будет уделено вопросам безопасности. Для этого систему государственного регулирования в авиационной отрасли приведут в соответствие с международными стандартами. Планируется реализация Государственной программы по безопасности полетов, открытие представительства ICAO и обеспечено членство в EASA. В следствии этого должно возрасти количество субъектов авиационной деятельности, сертифицированных по требованиям авиационных правил, которые отчечают нормам ЕС до 75 (существующий уровень – 25%), что будет способствовать развитию конкуренции.

Развитие пассажирской авиации в Украине будет способствовать повышению уровня мобильности населения и позитивно повлияет на продуктивность труда – считают в Кабмине.


 

О городском транспорте в программе Кабмина забыли…

Городской автобусный и электрический транспорт находится в сфере управления местных властей. Однако, согласно с Законом Украины «О городском электрическом транспорте», на Кабинет Министров Украины, а также местные государственные администрации возложена функция общего регулирования деятельности в сфере городского электротранспорта. Обеспечение реализации государственной политики в сфере городского электротранспорта возложено на Министерство инфраструктуры Украины, которое является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализации государственной политики в сфере транспорта.

«Я считаю, что городской транспорт в Программе деятельности Кабинета Министров Украины забыли незаслуженно. Ведь на долю городского транспорта (автобусного и электрического) приходится львиная доля всех поездок граждан и именно с городским транспортом чаще всего встречается обычный украинец», – говорит Дмитрий Янкивский, инженер по внедрению новой техники и технологии из Львова.

По мнению Дмитрия, на правительственном уровне должны быть утверждены единые стандарты транспортного обслуживания населения, а также национальная программа развития городского транспорта.

«У нас есть ряд небольших городов, в которых работает городской электротранспорт. Там проблематично обеспечить его качественную работу только за счет местных бюджетов. Есть европейская практика, когда из государственного бюджета, например из федерального бюджета Германии выделяются средства на развитие электротранспорта в малых городах. Украине стоит брать пример», – говорит Дмитрий.

По его словам, есть также много вопросов к нормативно-правовой базе функционирования городского электротранспорта.

«Долгое время городской электротранспорт был в сфере управления Министерства жилищно-комунального хозяйства Украины. Оно и разрабатывало основополагающие акты, например «Правила эксплуатации трамвая и троллейбуса» и «Система технического обслуживания и ремонта трамвая и троллейбуса Украины». Действующие нормативные акты утверждены еще в 1990-х годах и уже не отвечают сегодняшним реалиям – появились новые трамваи и троллейбусы, новые спецчасти контактной сети, новые системы безопасности и диспетчеризации. Все это должно быть отражено в новых нормативных документах, которые должно принять Министерство инфраструктуры. К сожалению, за последние пять лет в этом плане было сделано очень мало. Последний раз государственное финансирование на развитие городского электротранспорта было выделено в 2015 году», – говорит Дмитрий Янкивский.

Согласен с ним и депутат Львовского горсовета Игорь Зинкевич.

«Качественный транспорт возможен только в том случае, если будет работать система контроля за всеми его составляющими – от подвижного состава до инфраструктуры. Да, у нас есть документы, которые регламентируют, как должны строить и обслуживать линии электротранспорта. Однако нет эффективной системы контроля за выполнением этих норм. Местные власти, в ведении которых находится городской транспорт, закрывают глаза на нарушения. А центральные структуры не работают», – говорит депутат. Поэтому Кабмин должен уделить особое внимание реформировании системы «Укртрансбезопасности»

 

comments powered by HyperComments