Сколько в Одессе маршруток и автобусов (ИНФОГРАФИКА)
Начнем, пожалуй, с того, что, по мнению специалистов, ежедневно на городские маршруты Одессы должно выходить около 1500 автобусов. Об этом неоднократно заявлял директор научно-производственного центра "Экономинформ" Геннадий Хаскин, имеющий в кругах власти репутацию наиболее авторитетного эксперта по автобусным перевозкам. Он же замечает, что из-за экономического кризиса и убыточности перевозок при нынешней стоимости проезда, на маршруты выходят далеко не все автобусы - сейчас на маршрутах, по его словам, работают около 1200 автобусов. Еще 300, уверяет Хаскин, стоят в ремонте или попросту простаивают без дела.
Воспользовавшись достаточно достоверными базами данных по автопредприятиям Одесской области, находящимися в открытом доступе, мы выяснили, что у двенадцати компаний, обслуживающих городские маршруты Одессы, всего имеется 2028 автобусов. Технически исправных из них - 1863, что дает цифру в 165 неисправных автобусов. Как выяснилось, неисправная техника - это либо пострадавшие в различных ДТП автобусы, либо автобусы настолько почтенного возраста, что их проще списать или продать на металлолом - но они пока что являются собственностью предприятий-перевозчиков.
Полную цифровую картину количества автобусов у одесских перевозчиков можно увидеть на диаграмме
Следует отметить, что ряд перевозчиков работает не только на городских маршрутах Одессы, но также на пригородных и междугородних. Так, компания "Севертранс" полностью обслуживает пригородное направление Одесса - Южный и сам город Южный, что требует нескольких десятков автобусов. А компания "Турист" "специализируется" и на междугородних перевозках. Некоторые компании работают также на заказных и нерегулярных рейсах. В силу этого был выделен сегмент междугородних автобусов, которых городские перевозчики имеют чуть более сотни. При этом не учтены пригородные модификации модели БАЗ-А079 "Эталон", которые работают и на городских, и на пригородных маршрутах некоторых компаний.
Удивляет катастрофически малый процент городских автобусов большой вместимости (более 80 человек). Их на всю Одессу имеется всего 122, причем это количество почти полностью "поглощено" компаниями "Севертранс" и "Вираж". Первая имеет большой парк автобусов моделей МАЗ-103 и МАЗ-104 с некоторые количеством подержанных европейских автобусов. А вторая, за исключением десятка автобусов "Богдан-А144", владеет обширным парком закупленных в 2010-2012 гг. во Франции пригородных автобусов "Рено". При этом от всех перевозчиков на городские маршруты выпускается не более двух десятков автобусов большой вместимости. Остальные либо простаивают в автопарках, либо заняты заказными рейсами, либо обслуживают бесплатные маршруты торговых центров.
Все остальное - автобусы малого и особо малого класса. Малые - это, преимущественно, БАЗ-А079 "Эталон" и "Богдан-А092", хорошо знакомые одесситам как "желтые гробики на маленьких колесиках". В меньших количествах на маршрутах присутствивуют автобусы других марок - Галицкого автозавода, Херсонского автосборочного, Часов-Ярского и других представителей украинского и российского автопрома, собирающих автобусы на базе шасси небольших грузовиков. В меньшей мере представлены микровавтобусы зарубежных марок - "Мерседес", "Фольксваген", "Ивеко", как правило, переоборудованные полукустарным методом из грузовых фургонов, либо, в совсем небольшом количестве, построенные европейскими кузовными ателье.
Возрастной анализ показывает следующую картину.
Из автобусов большой вместимости самые новые - десяток "Богданов-А144" 2007-2008 гг. выпуска. МАЗы-103 "Севертранса" выпущены в 2003-2004 гг. Самые новые из подержанных автобусов, купленных в Западной Европе и Скандинавии - 2000-2001 гг., остальные - 1990-х гг. выпуска. Таким образом, почти все большие автобусы уже "перешагнули" предельный нормативный срок эксплуатации в 10 лет.
Автобусы малой вместимости украинского и российского производства в большинстве своем выпущены в период 2005-2007 гг. Это около тысячи автобусов, которые в ближайшие два-три года также подойдут к "критическому" возрасту и будут нуждаться в замене. Большинство микроавтобусов зарубежного производства старше - это машины 1990-х гг. выпуска. А относительно новые автобусы закупались лишь малыми партиями - всего в городе имеется до 200 автобусов выпуска после 2010 года. Связано это с тем, что после кризиса 2008 года перевозчики резко сократили объем закупок новых автобусов всех классов - с одной стороны не было денег на новые, с другой, как раз перед кризисом в Одессу поступило огромное количество новой техники.
Однако, положение не изменилось, и сейчас сложилась ситуация, когда, теоретически, почти все автобусы большой вместимости и примерно две трети автобусов малой вместимости должны быть заменены в ближайшие два-три года. Если этого не сделать, за указанный период большинство из работающих на городских маршрутах автобусов начнет понемногу приходить в непригодное для регулярной работы состояние. А это, соответственно, приведет к транспортному коллапсу в городе.
В таблице можно увидеть распределение автобусов по перевозчикам. Количественно в городе лидируют четыре компании - "Турист", "Севертранс", "Вираж" и "Автотранс Украина". Остальные компании занимают существенно меньшие позиции и не играют решающей роли на рынке, в том числе и упраздненное коммунальное предприятие "Авто-Сервис", которое влилось в состав КП "Одесгорэлектротранс". Правда, при подсчете не учитывался еще один важный фактор - огромное количество автобусов, принадлежащих непосредственно их водителям. Такие мелкие предприниматели работают на городских маршрутах, заключая договор с крупным перевозчиком и выплачивая ему процент от выручки либо фиксированную "абонплату". Таким образом, указанные данные о количестве автобусов содержат информацию как о автобусах, непосредственно являющихся собственностью предприятия, так и о автобусах, находящихся под "оперативным управлением" данного предприятия. Наибольшее число собственных автобусов имеют вышеуказанные четыре крупных перевозчика. А наибольший процент "частников", работают как раз в более мелких перевозчиках.
Название | Всего | Работоспособных | Малого класса | Большой вместимости | Междугородних |
«Турист» | 476 | 472 | 431 | 0 | 45 |
«Севертранс» | 396 | 372 | 333 | 61 | 2 |
«Вираж» | 370 | 360 | 327 | 43 | 0 |
«Автотранс Украина» | 210 | 205 | 168 | 6 | 36 |
КП «Авто-Сервис» | 118 | 118 | 117 | 1 | 0 |
«Авторух Сервис» | 94 | 93 | 80 | 4 | 10 |
«Быстрые автобусные маршруты» | 94 | 91 | 91 | 1 | 2 |
АТП Киностудии» | 79 | 78 | 77 | 0 | 2 |
«Гленкор-Юг» | 69 | 69 | 64 | 5 | 0 |
АТП 15106» | 55 | 54 | 54 | 1 | 0 |
«Старстранс» | 35 | 35 | 34 | 0 | 1 |
«Одесавтотранс» | 30 | 29 | 25 | 0 | 5 |
Итого: | 2028 | 1863 | 1803 | 122 | 103 |
Александр Вельможко, инфографика и фото автора