Евроинтеграция может повысить качество автобусных перевозок в Украине
Для полноценного старта соглашения об ассоциации Украины с ЕС нашей стране необходимо выполнить ряд условий, в том числе и сфере транспорта. На законодательном уровне почти все эти условия выполнены, о чем в ходе общения с региональными журналистами в Клубе Кабинета министров рассказала директор правительственного офиса по европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.
В частности, речь идет об автомобильных перевозках. Так, в тексте соглашения об ассоциации прописаны сроки перехода всех автомобильных перевозок на стандарты качества и безопасности, принятые в Евросоюзе. Так, Украина до 1 ноября 2016 года должна была адаптировать три директивы в области международного грузового автомобильного транспорта и перевозки опасных грузов. Для международного грузового транспорта указан срок в один год, три года – для международного пассажирского транспорта и 5 лет – для внутренних перевозок автобусами.
Для этого дополнительно был принят закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере автомобильного транспорта с целью приведения их в соответствие с актами Европейского Союза", который фактически устанавливает в нашей стране европейские нормы безопасности автобусных перевозок, нормы труда водителей, доступность транспорта для пассажиров с ограниченными возможностями и ряд других параметров.
В частности, новый закон предусматривает оснащение всех без исключения автобусов тахографами, а междугородних - ограничителями скорости.
Часть этих норм уже постепенно внедряется. Так, при закупках городских автобусов за средства бюджетов или коммунальных предприятий закупаются только автобусы с полностью или частично низким уровнем пола. Высокопольные автобусы, как правило, малого класса, позволяют себе закупать только частные перевозчики.
Однако, остается ряд проблем. Прежде всего - наличие немалой доли нелегальных автобусных перевозок, особенно на пригородных и междугородних направлениях. Также частные перевозчики массово нарушают условия труда водителей, которые вынуждены работать по 12 часов в сутки, и даже более - что негативно сказывается на безопасности перевозок. Отсутствие транспортной стратегии в ряде городов приводит к ситуациям, когда самые напряженные и, соответственно, прибыльные направления дублируются десятком маршрутов, а на социально важных, но малоприбыльных направлениях автобус ходит раз в час.
Для полноценного воплощения в жизнь всех уже предусмотренных новым законодательством и ассоциацией с ЕС норм, подчеркнула Ольга Стефанишина, во многом нужна политическая воля местных властей. Именно они в большинстве случаев определяют схемы работы маршрутов, условия их работы, параметры подвижного состава.
В то же время, как считает одесский эксперт, директор научно-производственного центра "Экономинформ" Георгий Хаскин, повышение норм качества перевозок, охраны труда и прозрачности всего рынка автобусных перевозок неизбежно приведет к росту стоимости проезда. По его мнению, городские автобусные перевозчики сейчас находятся на "пороге выживания" и сохраняют имеющиеся тарифы на городских маршрутах только за счет экономии на условиях труда водителей, обслуживании автобусов и безопасности.
Ситуация же с междугородними и международными автобусными перевозками значительно лучше. Присутствующие в Украине крупные компании вроде "Эколайнс", "Автолюкс" или "Гюнсел" поддерживают достаточно высокие стандарты качества перевозок, комфорта и сервиса для пассажиров при стоимости проезда лишь слегка превышающей стоимость проезда у нелегальных или полулегальных перевозчиков.