Почему одесситы жалуются на областные «маршрутки»
Перед новогодними и рождественскими праздниками в кассах на автовокзалах Одессы – ажиотаж, ведь многие одесситы на празники собираются поехать к своим родным в городки и села. Состояние автобусных перевозок в Одесской области изучили журналисты газеты «Сегодня»: они решили выяснить, какие автобусные маршруты – самые популярные и на какие проблемы наиболее часто жалуются пассажиры и перевозчики.
В Одесской государственной администрации рассказали, что самыми популярными среди пассажиров являются «маршрутки», которые курсируют на юг области – в украинскую Бессарабию. Их популярность среди пассажиров вызвана в первую очередь тем, что в этом направлении не ходят пригородные и пассажирские поезда – «повезло» с железнодорожным сообщением только Белгороду-Днестровскому, а в меньшей степени – Измаилу. Именно поэтому среди наиболее популярных направлений Рени, Болград, Килия и Арциз. В осеннее-зимний период основные пассажиры – это студенты одесских вузов, а также одесситы, которые едут в гости к родственникам. В летнее время добавляются еще и отдыхающие местных курортов.
Стоимость проезда в автобусах, которые курсируют в направлении юга Одесской области, довольно высока. Этим, конечно, недовольны пассажиры. Так, за автобусный билет до Рени нужно выложить от 223 до 287 гривен, поездка в Болград обойдется от 165 до 212 гривен, в Измаил – от 172 до 220 гривен, в Килию – от 153 до 197 гривен. Билет до Арциза можно купить по цене от 98 до 127 гривен, а в Белгород-Днестровский – за 60 – 77 гривен. В последнем случае, правда, курсирует электричка.
Пассажиры отмечают, что стоимость билета часто зависит от состояния автобуса – чем оно лучше, тем выше цена. В Одесской областной государственной администрации этот факт объяснили тем, что с 2015 года перевозчики получили право самостоятельно устанавливать тарифы. Что до автобусов, то пассажиры жалуются, например, что «маршрутки» курсирующие в Болград, находятся в гораздо худшем техническом состоянии и менее комфортные, чем измаильские. Студенты из Бессарабии, которые учатся в Одессе, часто стараются доехать до Белгород-Днестровского на электричке, а уже оттуда добираются в родные городки и села на автобусах.
Хотя в Одесской областной государственной администрации говорят о том, что транспортные компании имеют право устанавливать тарифы самостоятельно, перевозчики говорят, что на самом деле это не совсем так.
Как рассказал журналистам газеты «Сегодня» председатель Одесского областного отделения Всеукраинской ассоциации автомобильных перевозчиков Валерий Новиков, автотранспортные предприятия все равно должны согласовывать повышение тарифов на проезд в областном управлении транспортной инфраструктуры. При это учитывают пассажиропоток, затраты на содержание автобусов, электроэнергию и топливо, амортизацию, ремонт и уровень заработной платы сотрудников АТП. В среднем по Одесской области тариф на перевозку пассажиров составляет 0,7 – 0,9 грн. за километр поездки.
Валерий Новиков жалуется, что в нынешней ситуации частные перевозчики не могут позволить себе обновлять парк автобусов, которые курсируют на областных маршрутах:
«Остается маленькая часть прибыли. Были времена, когда перевозчики прибыльно работали, а сейчас это не очень выгодно, потому что упала покупательная способность населения», – говорит представитель ассоциации автоперевозчиков. Согласны с ним и в Одесской областной государственной администрации: там говорят, что в большинстве случаев установленные тарифы позволяют поддерживать транспортные средства в надлежащем состоянии, но не покрывают расходов на покупку новых транспортных средств.
Пассажиры одесских областных «маршруток» не согласны ни с частными перевозчиками, ни с властями – в большинстве своем они считают, что при таком уровне цены проезда можно было бы ожидать более высокого комфорта перевозок. Не секрет, что по пятницам и субботам, когда из Одессы массово выезжают домой студенты, в областных «маршрутках» пассажиры часто едут стоя и при этом платят полную стоимость билета. Не в полной мере, очевидно, учитывается и плата за проезд тех пассажиров, которые подсаживаются в «маршрутки» по дороге.
Однако, и представители власти, и частные перевозчики также говорят о проблемах, которые вызваны перевозками льготников. Компенсации, которые выделяются из бюджета, недостаточны для того, чтоб покрыть убытки от перевозок пенсионеров и инвалидов. И если перевозчики, которые ездят в областные центры еще как то могут «вырулить», то от маршрутов, которые курсируют из райцентров в села Одесской области, перевозчики часто отказываются.
Как уже сообщал «Пассажирский транспорт», в Одесской государственной администрации сообщили, что 11% населенных пунктов области вообще не охвачены общественным транспортом – сюда не курсируют автобусы, здесь нет железнодорожных станций. Жителям таких населенных пунктов приходиться либо пешком, либо на попутках добираться до ближайших оживленных автотрасс, чтоб там сесть на автобус.