"МАЗ" или "Богдан": во Львове возникли проблемы с подведением итогов закупки 100 автобусов по кредиту ЕИБ

Александр Вельможко  |  Пятница , 15 января 2021, 11:45
Кто же победил в европейском тендере на закупку сотни автобусов во Львове? Городские власти говорят о победе белорусского завода МАЗ, а украинский завод "Богдан" утверждает о нарушении процедуры. Что же происходит?
"МАЗ" или "Богдан": во Львове возникли проблемы с подведением итогов закупки 100 автобусов по кредиту ЕИБ

Львов - один из немногих городов Украины, который за кредиты Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) по программе "Городской общественный транспорт" покупает не электротранспорт, а дизельные автобусы. Но с подведением итогов тендера ЕИБ возникает скандальная ситуация. Возможно, мэрия Львова пытается объявить победителя тендера без участия экспертов ЕИБ.

Международный тендер на закупку 100 автобусов по кредиту ЕИБ в рамках программы "Городской общественный транспорт" объявили в начале февраля 2020-го, почти год назад. В тендерной документации было указано, что предметом закупки является 100 новых низкопольных двухосных автобусов длиной 12 метров с дизельным двигателем, комплект запасных частей и расходных материалов, а также комплект оборудования и инструментов для технического обслуживания, ремонта и сопутствующих услуг. Ширина автобусов должна составлять 2,5 метра ± 50 мм., общая вместимость – 100 пассажиров, включая 30 сидений и одно место для пассажира в инвалидном кресле. Количество дверей салона не указано. Отмечено, что участие в тендере ЕИБ может принять поставщик автобусов из любой страны мира. 

Согласно условиям тендера, победителем признается тот участник, который соответствует требованиям (наличие опыта поставок, отсутствие его в санкционных списках, финансовая стабильность в последние 3 года и т.п.) и предлагает наименьшую цену. Детальные различия в технических характеристиках не учитываются, важно лишь общее соответствие автобусов достаточно обтекаемым требованиям, указанным выше. Затем, после подписания договора, первая партия автобусов должна быть поставлена не позже, чем через 30 недель с момента получения авансового платежа, конечный срок поставки – 47 недель с даты получения поставщиком авансового платежа.

В тендере участвовали, самостоятельно, или в консорциумах пять производителей, которые официально выступали в виде следующих пяти компаний:  “Богдан”, “УкрЕвроМаз”, “Сучасні вантажівки”, “Otokar”, и “Электрон”

Что именно предлагалось:
МАЗ с автобусом "МАЗ-203" или даже "МАЗ-303"
"Богдан" с моделью "А701.32"
"Электрон" с автобусом "А185" через компанию
Эталон с автобусом модели "Астра А122".
"Otokar" с автобусом "Kent"

Кто из производителей предложил наименьшую цену и, таким образом, выиграл тендер - пока неизвестно. Условия тендера, который проводит непосредственно Европейский инвестиционный банк, таковы, что подробная информация о ряде технических моментов и проведения торгов не является открытой и общедоступной.

13 января появилось любопытное заявление мэра Львова Андрея Садового, который пытается выяснить общественное мнение на предмет "морального права" покупки автобусов, имеющих наименьшую цену при формальном соответствии техническим требованиям в соседней стране, охваченной протестами против фактической узурпации власти Александром Лукашенко после возможной фальсификации в его пользу результатов выборов. При этом мэр Львова заявляет, что наименьшую цену в тендере предложил именно белорусский МАЗ. 

"По оценкам международных экспертов, наивыгоднейшую пропозицию подала белорусская компания "МАЗ". Пропозиции других участников тендера или значительно дороже, или не соответствуют техническим требованиям конкурса. И тут вопрос. Имеем ли мы моральное право покупать автобусы в Беларуси? Тут должен напомнить, что Верховная Рада Украины признала президентские выборы в этой стране недемократическими. Мирные забастовки белорусских граждан, в том числе работников МАЗа, регулярно разгоняют силовики. Ответ на этот вопрос я хотел бы услышать от руководства Европейского банка, Кабинета министров и львовян. Это непростая ситуация, так как в случае отмены тендера, мы потеряем еще год, а может быть, еще больше без этих машин. Но без четкого понимания ситуации и государственной позиции Львов не будет покупать белорусских автобусов". - написал Садовой, фактически заявляя о победе в тендере завода "МАЗ".

Также Садовой обратился к правительству Украины за разъяснениями.

На следующий день один из ведущих производителей автобусов в Украине - завод "Богдан" в Луцке официально выразил свое удивление по поводу подведения итогов львовского тендера и отметил, что именно предложение "Богдана" еще в апреле 2020 года было наименьшим по стоимости и фактически обвинили Андрей Садового в фальсификации итогов тендера ЕИБ.

"Еще 15 апреля прошлого года стало известно, что наилучшей ценовой пропозицией из пяти участников стала цена, предложенная ДП "АСЗ №1". Кроме того, сопутствующие показатели, как, например, затраты на техническое обслуживание, у украинского автобуса также одни из наилучших. Все это подтверждается протоколом раскрытия тендерных пропозиций, экземпляр которого, безусловно, есть и во Львовском городском совете. Но уже восемь месяцев реализация этого тендера откладывается по разным причинам, и это не может не беспокоить, так как каждая партия украинской техники - это не только обновление парков городского транспорта, но и заработная плата сотен сотрудников и немалые отчисления в бюджеты всех уровней. Как можно без официальных выводов специалистов ЕИБ объявлять победителем белорусского производителя, а также давать оценку технического соответствия продукции участников тендера, остается загадкой для украинских автопроизводителей" - отмечается на официальной страничке "Богдана".

Ранее во Львове в последние годы закупали очень большие партии дизельных автобусов, которые в несколько раз превысили по количеству объемы закупок электротранспорта. Львовское коммунальное предприятие "АТП №1" закупило по различным контрактам, непосредственно за средства городского бюджета или в лизинг, 115 автобусов "Электрон-А185" и 100 автобусов "МАЗ-203". Всего же предприятие имеет, вместе с более старыми автобусами "ЛАЗ" разных моделей, автобусами малой и средней вместимости, подержанными автобусами европейского производства, в общем 410 машин, из которых 358 исправных. Причем в числе неисправных - почти все сравнительно новые автобусы "ЛАЗ". 

По уровню комфорта для пассажиров автобусы "Богдан" превышают автобусы "МАЗ" - они имеют больше сидячих мест, при том, что из них также больше мест в низкопольной части салона, удобных для посадки без дополнительных ступенек и подиумов внутри салона. Тем не менее, белорусские автобусы по объемам продаж среди машин большого городского класса опережают украинских производителей. Как мы выяснили раньше в анализе украинских и белорусских производителей, белорусы предлагают автобусы по более низкой цене. Это достигается за счет большого объема производства на заводе "МАЗ", что уменьшает себестоимость одного автобуса, и правительственной поддержкой "МАЗа" в Беларуси. В то же время украинские производители изготовляют автобусы большого класса, фактически, под заказ небольшими партиями, а значительную часть комплектующих, в том числе двигатели, мосты, коробки передач - закупаются за рубежом, что увеличивает себестоимость производства.

Однако, заявленная в типовых условиях кредитов Европейского инвестиционного банка для обновления общественного транспорта в Украине позволяет делать ценовые преференции для местных производителей перед импортом. Так было при попытке провести тендер на закупку трамваев в Одессу по кредиту ЕИБ - с преференцией в 15% для украинских производителей с высокой степенью локализации производства. Именно так выглядит вполне нормальная процедура протекционизма для защиты местных производителей.

Фактически сейчас вопрос итогов закупки крупной партии в 100 автобусов для Львова стал уже не только экономическим моментом конкуренции между украинскими и белорусскими производителями, но и вышел в политическую плоскость на уровне взаимоотношений между странами и выбора поставщика автобусов исходя из политической, а не экономической целесообразности. 

comments powered by HyperComments