На "Одесса-5Т" презентовали новый украинский трамвай от "Татра-Юг" (ФОТО)
1 июля проходил инвестиционный бизнес-форум "Одесса-5Т", который стать долгосрочной стратегией привлечения инвестиций в наш город. В ходе панельной дискуссии, посвященной транспортной тематике, представитель компании "Татра-Юг" Инна Кердивара презентовала новую модель частично низкопольного трамвая "К1М6".
Охарактеризовав современную ситуацию с развитием общественного транспорта по всему миру, Инна Кердивара совершенно справедливо заметила, что сейчас наблюдается тренд развития экологически чистого и экономичного электрического транспорта, прежде всего рельсового - от возрождающего трамвай Нью-Йорка до уже построившей две линии скоростного трамвая Аддис-Аббебы в Эфиопии. А вот в Украине ситуация намного хуже. Приведя в пример Одессу, Инна Кердивара заметила, что в 1990-м году в городе имелось около 500 трамвайных вагонов (на самом деле из них работало около 350-400 в составе двух и трехвагонных сцепок - ред.), а сейчас - лишь немногим более 120 одиночных вагонов. Правда, при этом за последние два года пассажиропоток на одесском трамвае возрос почти вдвое.
Описывая эту статистику, Кердивара назвала единственно оптимальным путем развития трамвайной сети как Одессы, так и других городов, исключительно путем покупки новых трамваев. Мотивировала она это тем, что срок службы существующих трамваев, поставленных чешским предприятием "ЧКД-Прага" еще при СССР, по советским же нормативам составлял всего 16 лет, тогда как новые трамваи от "Татра-Юг" рассчитываются на 30 лет эксплуатации. Правда, чешские "Татры" имеют, несмотря на советские нормативы, заявленный производителем ресурс корпуса в 45 лет. А вот модернизацию трамваев "Татра" с оснащением их современной электроникой, которую весьма эффективно провели в Праге (до 400 вагонов), Риге (почти 200), Москве (до 220 вагонов), Одессе (112 вагонов) и в меньших количествах в чешских Оломоуце, Остраве, Пльзени, украинских Киеве и Кривом Роге, украинский производитель трамваев считает бессмысленной. Также бесперспективна, по мнению представителя "Татры-Юг" закупка подержанных трамваев - они, дескать, опасны и не могут долго проработать, хотя по этому пути пошли почти все трамвайные системы Румынии, Польши и Болгарии, не говоря уже о городах Украины.
В то же время компания "Татра-Юг", имеющая собственное конструкторское бюро и производство на базе завода "Южмаш" в Днепре, имеет более чем двадцатилетний опыт производства трамваев. Правда, все они созданы на базе одной модели - "Татра-Т6В5", запущенной в производство в Чехословакии еще в середине 1980-х, а разработаны еще на десяток лет раньше. Даже более новые модели "Татры-Юг" - "К1", частично низкопольный "К1М" и сочлененный "К1М8" все равно представляют собой ту же "Татру-Т6В5", но с осовремененным дизайном (в автопроме такое называют рестайлингом) и иной электронной "начинкой", а также более жесткой и менее комфортной для пассажиров ходовой частью.
Важным достоинством работы "Татра-Юг" является высокая степень локализации производства - 95% комплектующих изготовлены в Украине, а также полный производственный цикл - от конструкторского бюро до сборочного цеха.
В то время, как мировой тренд развития трамваев предполагает производство полностью низкопольных вагонов, как сочлененных многосекционных, так и даже одиночных, "Татра-Юг" до сих пор не произвела ни одного такого 100% низкопольного трамвая.
На форуме "Одесса-5Т" презентоваали проект трамвая "К1М6" - трехсекционного трамвая на трех ходовых тележках. У него 70% доли низкого пола - высокий он лишь над передней и задней тележками. Средняя тележка в короткой секции позволяет сделать над ней низкий пол за счет отсутствия моторов. Несмотря на достаточно современный дизайн проекта, трамваи аналогичной компоновки серийно с примерно двумя третями низкого пола производятся в Западной Европе с конца 1980-х гг., в России с 2009 г. По данным официального сайта компании "Татра-Юг", новый трамвай должен был быть готов к презентации осенью 2015 года. На самом же деле этот трамвай все еще находится в сборочном цеху в достаточно низкой стадии готовности.
Возможно, реальным шагом для успешного продвижения такого трамвая в максимально бюджетном сегрменте (то есть - дешевле полностью низкопольных моделей), его стоило бы изготовить в виде демонстрационного экземпляра и предоставить для испытаний по очереди в различные города Украины. По такому же принципу несколько лет назад завод "Богдан" презентовал свою новую линейку низкопольных троллейбусов, отправив на испытании в более чем десяток городов троллейбус модели "Т601".